Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона |
Варвара
— святая великомученица, пострадала в финикийском городе Гелиополе, при императоре Максимиане, около 306 г. Святая В. с древних времен одинаково чтится на Востоке и на Западе, и у нас в России по преимуществу. Житие ее составляет любимое чтение в народе и прекрасно воспроизведено в акафисте, составленном Киевским митрополитом Иосифом Краковским; народные стихи и псалмы часто воспевают св. великомученицу В. Тело святой Варвары было погребено в Гелиополе, а потом, или в IV, или в VI в. перенесено было в Константинополь, где в честь ее был построен великолепный храм, давший целому кварталу название έν τη Βαρβαρά (т. е. часть города, где находится св. Варвара). По свидетельству Анны Комнен, в храм св. В. спасались, как в место убежища, обличенные в преступлениях и подлежавшие каре закона. Может быть, этим объясняется существующее в народе убеждение, что св. Варвара дана от Бога благодать спасать от внезапной и насильственной смерти. В Россию, в Киев, мощи св. В. были принесены в 1108 году из Константинополя дочерью императора Алексея Комнена, Варварою, вышедшею замуж за великого князя киевского Святополка II (Михаила); мощи были положены и доселе обретаются в киевском Златоверхо-Михайловском монастыре, устроенном великим князем Святополком-Михаилом в честь своего ангела. Почитание св. В. очень скоро сделалось всеобщим по всей России: уже в половине XII века св. Герасим переносит из Киева в северный Вологодский край икону св. В. вместе с другими особенно чтимыми иконами. Мощи св. В. показывают и на Западе, в Венеции, Кобленце и др. Жизнь и страдания ее давали материал вдохновению поэтов и художников; ее авторитетом доминиканцы защищали свое мнение в споре с францисканцами. По мнению набожных католиков, св. В., кроме дара спасать от внезапной и насильственной смерти, принадлежит дар спасать от бури на море и от огня на суше; ее считают покровительницей артиллерии.
|