Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона |
Видения
— в тесном смысле суть непроизвольно воспринимаемые наяву зрительные образы и картины, производящие более или менее полное впечатление объективной действительности, но не имеющие внешнего материального субстрата. От обыкновенных представлений фантазии видения, кроме большей яркости, конкретности и более определенной объективации, отличаются главным образом тем, что не могут быть вызываемы, удерживаемы и усиливаемы по произволу, как бывает с образами фантазии, особенно у лиц, одаренных живым воображением; видения, напротив, возникают и поддерживаются независимо от собственных сознательных актов субъекта, а потому и воспринимаются им как внешняя реальность. Впрочем, эта реальность (за исключением прямо болезненных галлюцинаций) не ощущается как совершенно тождественная с обычной действительностью окружающего мира: Видения как бы приносят с собой свою особую среду, одинаково отличную как от области нашей внутренней психической жизни, так и от области вещественных явлений. Вот почему субъекты, подверженные Видениям, признают обыкновенно за ними особую объективную действительность, усматривают в них действие высших сил и существ, что и служит одной из опор супранатуралистического миросозерцания. Хотя, как показывает само слово, под Видениями разумеются преимущественно явления зрительного характера, но с ними нередко соединяются неразрывно и восприятия других чувств, в особенности слуха. Слуховые явления этого рода, большей частью сопровождающие Видения, иногда происходят независимо от зрительных образов (так называемые голоса).
Независимо от той или другой точки зрения на предмет можно a priori быть уверенным, что способность иметь В. всегда связана с какими-нибудь особенностями в организации нервной системы или в ее отправлениях. Тем не менее, необходимо различать галлюцинации помешанных от В. в собственном смысле, т. е. от таких, где вся аномалия субъекта исчерпывается его визионерством, не сопровождаясь никакими другими патологическими явлениями. Многие знаменитые визионеры были в других отношениях совершенно здоровыми людьми. То же должно сказать о населении местностей, известных так называемым вторым, или двойным, зрением (см. Двойное зрение). Обильные и интересные образчики видения можно найти в сочинениях Сведенборга (из них одно есть на русском языке, именно "О небе и воде", в переводе А. Н. Аксакова) и в книге Юстина Кернера "Die Seherin von Prevorst". См. также соответствующие отделы у Гёрреса, "Die Mystik", и Перти, "Die mystischen Erscheinungen der menschlichen Natur". Критическому научному исследованию принадлежащие сюда факты доселе не подвергались в широких размерах. Лишь в последние годы Лондонское общество для психических исследований предприняло обработку материала специально по отделу присмертных призраков и издало результаты своих трудов в 20 томах ("The phantasms of the living"). |