На главную

 


Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона


 

Манетон

 

(Μανεθων, Μανεθως, Μανεθω) — первосвященник и секретарь египетских храмов во время Птолемеев 1 и 2. С его именем соединяется представление о начале культа Сераписа (см.). Ему приписываются философские, богословские и исторические, большей частью потерянные сочинения, напр. "Краткая физика" (φυσικων έπιτομή), "О праздниках" (περί Έορτων), "О старине и благочестии" (περί άρχαισμοΰ), "Против Геродота" (τά πρός Ήροδότου), и сохранившиеся 6 книг астрологического сочинения Άποτελεσματικά. Особенно важны для современной науки Αίγυπτακα или Αίγυπτακή ίστορία; в этом труде он изложил на греческом языке прошлое своей родины, желая познакомить с ним, на основании первоисточников, Запад, который до тех пор мог знать об Египте только из Геродота и других, подобных ему, писателей. Будучи туземцем, имея доступ к египетской литературе, обладая эллинистическим образованием и, вместе с тем, сохраняя древнеегипетские традиции, Манетон мог с успехом выполнить задачу. Известностью, однако, труд М. в древности не пользовался, а потому сохранился только в извлечениях Иосифа Флавия и христианских писателей Евсевия и Африкана. Первый приводит в своем памфлете против Аниона отрывки из истории 15-19 династий, последние — таблицу династий, с перечнем фараонов, с годами их царствований и некоторыми заметками, доказывающими, что традиция птолемеевских времен относительно древнейших династий опиралась на сказки и легенды. Далеко не всегда возможно согласить данные М. с результатами египтологических находок: помимо разности классической и птолемеевской традиций, имена царей искажались как греческой транскрипцией, так и переписчиками; к цифрам также следует относиться с осторожностью. При всем том М. — самый важный из всех авторов, по-гречески писавших об Египте; его схема истории Египта, с некоторыми изменениями, до сих пор служит основной. К сожалению, самые отрывки его труда известны лишь из третьих рук — Георгия Синкелла, армянского перевода Евсевия и Ехсеrpta Barbari. Вероятно в подлиннике пользовался М. Африкан, Евсевий же имел под руками позднейшую переработку, сделанную с тенденциозной целью, отрывки издал Muller ("Fragmenta historicorum", II, 511). Имя Манетон значит: "возлюбленный богом Тотом".

 

 

Ср. Böckh, "Manetho und Hundsternperiode" (Берл., 1845); Lepsius, "Chronologie d. Aegypter" (в "Зап. Берл. Акад.", 405); его же, "Königsbuch"; Unger, "Chronologie d. Manetho"; Krall, "Die Komposition und die Schicksale des Maneth. Geschichiswerkes" (Вена, 1879); Maspéro, в "Recueil de travaux" (17, 56 и 121).