Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона |
Лестница наказаний
— в широком смысле перечень наказаний, усвоенных уголовным кодексом. Под Лестницей наказаний в тесном (техническом) смысле разумеется такая карательная система, при которой все наказания делятся на роды и степени и располагаются в последовательным порядке степеней, образуя непрерывную цепь взаимно соподчиненных карательных мер, от смертной казни до замечаний, внушений и денежных взысканий. На первый взгляд эта система, именуемая лестничной, представляется стройной и гармоничной; к числу достоинств ее обыкновенно относят и то, что она упрощает редакцию уголовного кодекса, облегчает технику назначения наказаний и в связи с необходимым ее дополнением — системой общих увеличивающих и уменьшающих вину обстоятельств — исключает судейский произвол, сводя действия судьи при определении наказания к ряду арифметических выкладок. Поэтому, когда ограничение области судейского усмотрения выставлялось основным принципом отправления уголовного правосудия, лестничная система была в кодексах господствующей. Ныне взгляд законодательств на этот вопрос коренным образом изменился: теория формальных доказательств в уголовном процессе отвергнута, ограничительного перечня общих увелич. и уменьшающих вину обстоятельств в новейших кодексах нет, а потому перестала быть необходимой и Л. наказаний в техническом смысле слова. К тому же жизнь доказала, что стройность лестничной системы существует только на бумаге, а в действительности получается крайняя неуравнительность и фактическое несоответствие тяжести отдельных наказаний месту их в Лестнице наказаний. Карательные меры направляются на поражение различных благ; привести их, так сказать, к одному знаменателю — в чем, собственно, и состоит цель Л. — абсолютно невозможно. С другой стороны, идея непрерывного соподчинения карательных мер приводит к созданию такого разнообразия форм лишения свободы, которое никогда на самом деле осуществлено быть не может. Лучший пример — русское уложение 1845 г. В перечне исправительных наказаний стояли и арестантские отделения, и рабочий дом, и смирительный дом, и тюрьма; в действительности же был острог, куда заключались, за немногими исключениями, все приговоренные к срочному лишению свободы без ссылки. Старое русское право, до свода законов уголовных включительно, не знало Л. наказ. в техническом смысле слова. В проекте 1813 г. была сделана попытка установления Л. наказаний, но она осталась без практического результата. Составители уложения 1845 г. "первой" и "существеннейшей" своей задачей поставили усовершенствование системы наказаний, т. е. создание Л. или, правильнее, двух параллельных Л.: для лиц, изъятых от телесных наказаний, и для неизъятых. Наиболее существенные изменения в Л. уложения внесли законы: 17 апреля 1863 г. — об отмене телесного наказания в качестве придаточного и главного, 24 апреля 1884 г. — упразднивший просуществовавшие сорок лет на бумаге рабочие и смирительные дома, и 11 июня 1885 г. — отменивший деление каторжных работ на разряды (в рудниках, в крепостях и на заводах). В действующем уложении о наказаниях (изд. 1885) существуют две самостоятельные Л.: общих наказаний и особенных, причем только первая составляет Л. в техническом смысле, вторая же заключает в себе перечень не соподчиненных одно другому наказаний за преступные деяния по службе (см. реш. угол. кас. дпт. Сената 1871 г., № 391). Л. общих наказаний (см. таблицу), несмотря на ее крайнюю сложность, представляется, однако, далеко неполной; так, в ней нет указаний на лишение российского подданства и вечное изгнание, заключение в монастыре, хлыст и др. наказания, встречающиеся в особенной части уложения.
Лестница общих наказаний по действующему уложению о наказаниях уголовных и исправительных.
Примечание: за кражу, мошенничество, присвоение и т. п. (см. примеч. к т. V ст. 30 уложения) дворяне, священнослужители, монашествующие и почетные граждане подвергаются заключению в тюрьме на время от 2 мес. до 1 г. и 4 мес., с лишением всех особенных прав и преимуществ, лично и по состоянию присвоенных. С другой стороны, некоторые из исключительных наказаний в нее внесены, напр. ссылка в Закавказье и заключение в крепости, которые в порядке перехода, при повышении и понижении, не могут быть назначаемы. Вообще свобода движения по Л. имеет весьма много ограничений; ст. 150 уложения непосредственно за провозглашением принципа перехода от одного рода наказаний к другому в порядке степеней преподает крайне сложные и подробные правила, в значительной мере, а иногда и всецело разбивающие этот принцип. В виде примера фактического несоответствия двух рядом стоящих степеней различных родов наказаний можно указать отдачу в исправительные арестантские отделения по 5-й степени на время от 1 до 1,5 лет — и заключение в тюрьме с тем же праволишением по 1 степени на время от 1 года 4 месяцев до 2 лет. Понижение наказания на одну степень несомненно оказывается здесь его фактическим повышением.
Особенные наказания по уложению (ст. 65) суть: 1) Исключение из службы. 2) Отрешение от должности. 3) Вычет из времени службы. 4) Удаление от должности. 5) Перемещение с высшей должности на низшую. 6) Выговор более или менее строгий, с внесением оного в послужной список. 7) Вычет из жалованья. 8) Выговор более или менее строгий, без внесения в послужной список. 9) Замечание, более или менее строгое. В примечании к ст. 69 упомянут еще арест до 7 дней. Подобно особенным наказаниям уложения, наказания устава мирового также не поделены на степени и не образуют Л. в техническом смысле. В ст. 1 устава поименованы: 1) Выговоры, замечания и внушения. 2) Денежные взыскания, не свыше 300 руб. 3) Арест не свыше 3 месяцев. 4) Заключение в тюрьме не свыше 1 года и 6 месяцев. Той же системы держится проект уголовного уложения. В объяснениях редакционной комиссии по поводу ст. 2 проекта сказано, что хотя порядок перечисления наказаний соображен со сравнительной их тяжестью, но "комиссия не предполагала придать последовательности их в сем перечне характера соподчиненности их друг другу". Воинский устав о наказаниях одинаково с уложением держится Л. наказаний, представляющейся здесь (см. таблицу) еще менее удовлетворительной и особенно рельефно выдвигающей все недостатки лестничной системы.
Лестница наказаний по воинскому и военно-морскому уставам о наказаниях.
Прежде всего она поражает своей сложностью: для одних исправительных наказаний имеется 5 параллельных Лестниц наказаний. Далее, в Л. исправительных наказаний для офицеров и гражданских чиновников наказания общие, направленные на свободу, объединены с особенными, направленными только на поражение служебных прав, т. е. уравнены величины совершенно несоизмеримые. Относительно свободы движения по Л., особенно при понижении, в воинском уставе менее ограничений, чем в уложении (ст. 83 и 84), но это влечет за собой еще большее число случаев крайней несоразмерности наказаний. Так, напр., понижение исключения из службы с лишением чинов — наказания, вовсе не ограничивающего свободы, — на 2 степени дает сопровождаемое теми же праволишениями заключение в крепости до 2 лет и 8 месяцев. См. Н. Таганцев, "Лекции по русскому уголовному праву" (вып. IV); Фойницкий, "Учение о наказании в связи с тюрьмоведением"; Кузьмин-Караваев, "Характеристика общей части уложения и Воинский Устав о наказаниях".
|