На главную

 


Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона


 

Лютня

 

(liuto — ит., luth — фр., Laute — нем.) — весьма распространенный в старину, теперь забытый струнный инструмент персидского происхождения, бывший в употреблении у арабов и перешедший в Европу через Испанию. Инструмент этот имел приблизительно вид современной мандолины, но гораздо больших размеров. Первоначально на нем было от 4 до 5 струн, позднее 24 струны, из которых 14 шли по грифу, а 10 натягивались сбоку грифа. Строй первых струн менялся вследствие укорачивания их пальцами, строй вторых не менялся во время игры. Лютни были различных величин. Басовая Лютня, саженной величины, называлась теорбой. Музыка для Лютни нотировалась буквами на 6 линейках. Длительность каждого звука, изображавшегося буквой, обозначалась нотой, поставленной против этой буквы над шестой линейкой. На Л. играли миннезингеры. Знаменитые виртуозы на Л. — Конрад Пауман (XV ст.), Ганс Герле, Мельхиор Нейзидлер в Нюрнберге (XVI ст.). Школы игры на Л. появились в начале XVI столетия в Венеции и в XVIII столетии в Нюрнберге. Литература Л. в свое время разрослась до громадных размеров, так как этот инструмент играл такую же роль, как в настоящее время фортепиано. Для Л. перекладывалось все, что появлялось в области музыкальной литературы. Украинские бандура и торбан имеют сходство с Лютней