Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона |
Лукин Владимир Игнатьевич
— драматург, предшественник Фонвизина, подготовивший комедиями обличительного характера появление "Недоросля". Биографические сведения о Лукине очень скудны. Известно, что он род. в 1737 г., был в военной службе, потом состоял секретарем при кабинет-министре И. П. Елагине, с 1774 г. числился в главной дворцовой канцелярии, а в 1794 г. умер, в чине ДСС. Литературную деятельность Лукин начал под покровительством Елагина, поощрявшего литературные занятия своих подчиненных. Первым литературным произведением Лукина был перевод, совместно с Елагиным, порнографического романа "Приключения маркиза Г. (Глаголь), или жизнь благородного человека, оставившего свет" (1756-1765), пользовавшегося в свое время огромной популярностью. Затем Лукин принялся переводить, сочинять и переделывать комедии, из которых наиболее известны: "Менехмы или близнецы" (1763), "Ревнивый из заблуждения выведенный" (1764), "Мот, любовью исправленный" (1765), "Пустомеля", "Щепетильник", "Вертопрах" (1768) и др. Все комедии Лукина, за исключением "Мота, любовью исправленного" — переводы с французского; они не возвышаются над уровнем посредственности и вскоре были забыты, хотя сначала и пользовались успехом, несмотря на беспрестанные нападки сатирических журналов с Новиковским "Трутнем" во главе. Полемике с ними Л., по-видимому, более обязан своей известностью, нежели самым сочинениям своим. Лукина обвиняли в том, что он не хвалит "славных русских сочинителей", даже самого "Российского Вольтера" Сумарокова, и находили дурным то, что было самое оригинальное в его творчестве, — "новые выражения", стремление к самостоятельности, к простоте русской речи и т. д. В последнем отношении Л. может считаться не только предшественником Фонвизина — который, как к сопернику, относился к нему неприязненно, несмотря на огромную разницу их дарований, — но даже предтечей так называемой "натуральной школы". Являясь в тогдашней подражательной литературе ревнителем народности, Лукин требовал от комедии русского содержания и понимал ложность направления, принятого русской драмой. Он верил, что придет пора, когда писания Сумарокова "прилежнее рассмотрятся", а комедия из грубо-чувственной и шаблонной станет воспитательницей нравов и строго национальной. Он первый приветствовал появление народного театра в СПб., на Пасхе 1765 г., видя в нем благотворное и полезное занятие для простого, необразованного человека. "Сия народная потеха, — писал Лукигк своему другу Ельчанинову, — может произвесть у нас не только зрителей, но со временем и писцов (т. е. писателей для театра), которые сперва хотя и неудачны будут, но впоследствии исправятся", — мысли весьма замечательные для того времени, когда "в литературных понятиях господствовала натянутая и безжизненная чопорность, а в жизни — презрение к народу" (см. предисл. А. Н. Пыпина к "Сочинениям и переводам В. И. Лукина и Б. Е. Ельчанинова", изд. П. А. Ефремова, СПб.
|