На главную

 


Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона


 

Логографы

 

— Первые греческие историки до Геродота названы у Фукидида (I, 21,1) логографами и поныне так называются историками литературы. Родиной Логографов была Иония и острова — место расцвета ранней поэзии и науки. По духу повествования Логографы примыкают к Гомеру и эпикам, на что указывает и характер их языка. Обычными темами их сочинений были так назыв. "основания городов" (κτίσεις), генеалогии, описания обычаев отдельных народов и географических достопримечательностей. Сочинения Логографов были общедоступны. В большинстве случаев они писали, желая увековечить славу какого-нибудь рода или прославить родной город, иногда же просто для того, чтобы поделиться с публикой интересными рассказами или фактами. Большую роль в их исторических и географических рассказах играл сказочный элемент, который они умели еще отделять от исторического. Рассказы Л. имели преимущественно местный, а не общий характер; Логографы черпали из обильного источника народной саги, выбирая сюжеты, не затронутые еще поэтами, и излагали то, что слышали вокруг себя: отсюда простота повествования. Язык Логографов был тот же, что и у ионических писателей, — ионический разговорный диалект. Особенно обилен сочинениями Л. (до 30-ти имен) V в., но они все погибли, кроме незначительных отрывков. Древнейшим из Л. был Кадм милетский (жил в середине VI в.), которого некоторые считали первым по времени прозаиком. Ему приписывали хронику под заглав.: "Κτίσις Μιλήτον καί τήςδλης Ίωνίας", в 4 книгах. Более известен Акузилай, уроженец беотийского Аргоса, живший во 2-й половине VI в. С его именем известно произведение "Γενεαλογιάι". Рассказ начинался с хаоса; затем говорилось о богах, о появлении первого человека — Форонея, о распространении человческих родов. Из современников персидских войн известны Скилак, автор путешествия по Индии (περίπλους), и особенно Гекатей милетский (см. в прилож.), записки которого имеют уже научный характер и служат переходом к позднейшей истории или, вернее, истор. географии. После Гекатея упоминаются: Харон лампсакский (Περσικά, Έλληνικά, Κτίσεις, Ώροι Λαμψακηνών), Евгеон самосский (Ώροι Σαμιακοί), Дионисий милетский (Περσικά), Деиох, Евдем паросский, Демокл, Амелесагор, Феаген. Из младших Л., писавших незадолго до пелопоннесской войны, известны: Ксанф лидийский (Λυδιακά, в 4 кн.), Ферекид афинский или леросский (не смешивать с философом и теологом — Ферекидом сиросским), автор соч. Ίστορία, или Γενεαλογίαι, или Αύτόχθονες (эти 3 заглавия смешиваются) в 10 кн. Особенной известностью пользовался Гелланик (см. прилож.). Антиох сиракузский, сообщивший Фукидиду много данных о сицилийских древностях, написал "Σικελίώτις συγγραφή" в 9 кн. (до 424 г.) и соч. об Италии. Из остальных Л. более известны: Стезимброт фазосский, Гиппис (Κτίαις, Ίταλίας, Χρονικά, Σικελικά), Главк (Περι τών άρχαίων ποιητών και μουσικών), Дамаст (писавший о предках троянских героев, о народах и городах, о поэтах и философах), Геродор (писавший о Геракле и Аргонавтах). Позднее критические и научные произведения аттических и александрийских писателей вытеснили литературу Л., отчего мы так мало и знаем о ней. Ср. С. Müller, "Fragmenta historicorum graecorum" (П., 1841-70); Schäfer, "Abriss d. Quellenkunde der griechischen und römischen Geschichte" (Лпц., 1882); Creuzer, "Die historische Kunst der Griechen" (Лпц., 1845); Ulrici, "Charakteristik der griechischen Historiographie" (Б., 1833); Lipsius, "Quaestiones logographicae" (Лпц., 1886); Neumann, "De Charone Lampsaceno" (Бреславль, 1880); Preller, "De Hellanico Lesbio historico" (1840); A. Croiset, "Histoire de la littérature grecque" (1890); W. Christ, "Geschichte der Griechischen Litteratur" (1890).