Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона |
Лилли Джон
(Lilly, 1554-1606) — старейший из драматургов, предшествовавших Шекспиру. Это был человек классически образованный, магистр искусств оксфордского университета и автор весьма популярного в конце XVI в. в Англии романа "Евфуэс" (1579), слог которого, искусственный, утонченный, уснащенный классическими намеками и сравнениями, получил название евфуизма (см.). Роман Лилли имел большой успех, выдержал в два года четыре издания и сделался настольной книгой для людей светского общества; по словам одного писателя начала XVII в., "красавица, не усвоившая себе евфуизма, так же мало могла рассчитывать на успех при тогдашнем дворе, как особа, не говорящая по-французски, — при нынешнем". Благодаря успеху своего романа, а также покровительству всесильного лорда Борлея, при котором Лилли был домашним секретарем, он был принят при дворе и сделан придворным драматургом — должность почетная, но оплачиваемая весьма скудно. Лилли должен был писать пьесы для придворных празднеств, которые потом переходили с придворной сцены на подмостки блакфрайерского театра. В основу лучшей из пьес Лилли, "Александр и Кампаена" (1584), положен анекдот о великодушии Александра Македонского, который, узнав, что художник Апеллес любит приглянувшуюся ему самому красавицу Кампаену, побеждает свою страсть и уступает красавицу Апеллесу. По стройности плана и законченности действия, а также по мастерскому изображению некоторых характеров пьеса эта представляет шаг вперед в области английского драматического искусства. Первым дебютом Л. на поприще придворного драматурга была комедия "Женщина на Луне" — нечто в роде драматической пасторали, образцы которой могла представить автору современная ему итальянская литература. За ней следовала комедия "Эндимион, или Человек на Луне", где аллегорически изображено охлаждение Елисаветы к ее любимцу Лейчестеру. В остальных придворных комедиях Л. ("Галатея", "Сафо и Фаон", "Мидас") мы встречаем комич. интермедии в чисто народном вкусе, полные такого юмора и такой заразительной веселости, что они и теперь читаются с удовольствием. Сравнение этих интермедий с подобными сценами в ранних комедиях Шекспира или хоть с разговором могильщиков в "Гамлете" наводит на мысль, что Шекспир в этом отношении был многим обязан Л. Благотворное влияние на последующую драму Л. оказал и тем, что решился отступить от господствовавшего обычая писать драмы стихами и один из первых ввел в диалоги прозаическую дикцию. Несмотря на то, что содержание комедий Л. заимствовано из классической древности, он всегда умеет весьма искусно связать его с современной жизнью. Так напр., тип алхимика в "Галатее" представляет злую сатиру на тогдашнюю веру в алхимию; в разговоре слуг в комедии "Сафо и Фаон" остроумно осмеиваются остатки средневековщины в форме дуэлей, заменивших средневековые рыцарские турниры. В этом протесте здравого смысла против остатков средневековых воззрений и заключается самая живая сторона драматической деятельности Л., обеспечившая за его комедиями культурное значение. См. "The Dramatic works of John Lilly" (Л., 1858); "John Lilly Euphues" (Л., 1868); Стороженко, "Предшественники Шекспира" (СПб., 1872); его же, "Характеристика Л." (в XX вып. "Всеобщей Истории Литературы", В. Корша); Hense, "John Lilly und Shakspeare" (в VII и VIII т. "Shakspeare's Jahrbuch"); Goodlet, "Shakspeare's debt to John Lilly" ("Englische Studien", т. V, ч. II) и Griffin Child, "John Lilly and Euphuism" (Эрланген, 1894).
|