На главную

 


Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона


 

Лаверецкий

 

(Николай Акимович) — скульптор; род. в Москве в 1837 г.; еще мальчиком переселился в СПб. и вначале учился в здешней рисовальной школе для приходящих (что ныне рисовальная школа Имп. общества поощрения художеств), а затем поступил в ученики академии художеств. Под руководством отличного профессора акд. H. С. Пименова, талант Л. развился с быстротою: уже в 1859 г. он получил малую золотую медаль за барельеф: "Цинцинат принимает послов из Рима, возвещающих ему об его избрании в диктаторы", и, наконец, большую золотую медаль за барельеф: "Возвращение регула из Карфагена". Приобретя, вместе с последней из этих наград, право на поездку в чужие края в качестве пенсионера академии, Лаверецкий воспользовался этим правом в 1863 г. и, проследовав через Германию и Австрию, до 1870 г. жил и работал в Италии. За присланную оттуда в 1868 г. группу: "Мальчик и девочка, кормящие птичку", он был возведен в звание академика; когда же, по возвращении его в СПб., в 1870 г., представлены были академии прочие работы, исполненные им в Италии: статуи "Мальчик-неаполитанец с обезьяной", "Первая роза" и "Купальщица", группы "Дети, смотрящиеся в зеркало" (находится в Имп. Эрмитаже) и "Дети, просящие милостыни", бюсты "Сафо", "Этюд старика", "Весна", "Чучарка", "Капуцин" и др. — академия признала его за них профессором. С того времени, продолжая усердно трудиться, он не пропускал ни одной академической выставки без того, чтобы не являться на ней со своими произведениями. Из их числа, не упоминая о менее значительных, следует указать на статуи "Торговля" (1876), "Промышленность" (1876), "Мефистофель" (1881; доставила художнику денежную премию от акад.), "Стыдливость" (1881), "Родопа" (1882), "Амур у дверей Психеи" (1885), горельеф "Ангел" (1884), группы "Материнская любовь" (1876) и "Венера и Амур" (1886), памятники М. И. Глинке, в Смоленске, и Екатерине II, в Симферополе, и на несколько портретных бюстов (вел. кн. Владимира Александровича, имп. Александра II, генерала Евдокимова, певца О. Петрова, историка Костомарова и др.). Независимо от собственных скульптурных работ, Л. принес немалую пользу русскому искусству как преподаватель в художественных классах академии, должность которого он занимал с 1870 г. и до введения в действие, в 1894 г., нового временного устава академии.