Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона |
Колло
(Мария-Анна Collot, 1748 — 1821) — французская художница, занимавшаяся скульптурой, ученица М.-Э. Фальконе. Вместе с ним прибыла в СПб. и здесь, продолжая пользоваться его руководством и, приобретя еще большую опытность в своей отрасли искусства, снискала своим талантом благоволение к себе императрицы Екатерины II и много работала по заказам двора и знати. Так, ею исполнены, между прочим, бюсты самой Екатерины, цесаревича Павла Петровича, князя Гр. Орлова, дочери английского посланника Кеткатра, князя Голицына, Сюлли, Фальконе, Дидро и др. Но самый замечательный ее труд — голова Петра Великого в Екатерининском монументе этому государю, вылепленная после того, как создатель монумента, Фальконе, пробовал несколько раз моделировать эту голову сам, но не мог удовлетворить вкусу императрицы. Любуясь этой головой, полной энергии, величия, глубокого понимания, как характера Петра, так и его исторического значения, притом же удивительно гармонирующей с остальными частями памятника, — с трудом веришь, что ее произвел не русский искусный художник, а двадцатилетняя девушка-иностранка. Пожизненный пенсион в 10000 ливров, пожалованный Екатериной, и диплом на звание академика, в которое возвела ее императорская академия художеств в 1767 г., были выражением признательности России к художнице за существенную помощь Фальконе в труде, обессмертившем у нас его имя. В 1777 г. она вышла замуж за сына своего учителя, за посредственного живописца П.-Э. Фальконе, но не была с ним счастлива. Через некоторое время после того, как работы по Петровскому памятнику были закончены и М. Э. Фальконе, в 1778 г., покинул Россию, его невестка последовала за ним сначала в Париж, потом в Гаагу, где, сверх других работ, исполнены ею мраморные бюсты короля Вильгельма IV и его супруги. Затем она жила постоянно в Париже до взрыва революции, заставившей ее удалиться в городок Маримон, близ Нанси. Здесь провела она остаток своей жизни, совершенно отказавшись от художественных занятий.
|