Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона |
Квакеры
(англ. quackers, quakers, т. е. "дрыгуны") — секта, возникшая в Англии в XVII ст. Название это было дано им в насмешку, ввиду судорожных движений и припадков, в которые они впадали, когда "нисходил на них Дух Божий". Сами последователи этой секты называли себя "христианским обществом друзей" (на основании слов, употребленных апост. Иоанном, Послан. III, 15). Основателем ее был Георг Фокс, родившийся в 1624 г. Углубившись в чтение Священного Писания, он после непродолжительного периода искания и сомнения достиг положительного убеждения, что истина находится не в науке, не в католицизме или англиканстве и других сектах, а в каждом человеческом сердце. Он называет ее внутренним светом, гласом Божиим. Этот голос не возвещает новых истин веры — они уже высказаны в Св. Писании, — но служит свидетельством вечного присутствия Христа в человеке; он указывает добро, отдаляет от греха и никогда не противоречит ясному смыслу Св. Писания и разуму. Фокс немедленно принялся распространять это учение, впадая в мистические восторги и предоставляя другим логическое развитие учения из высказанного им начала. Его били, бросали в него камнями, сажали в тюрьму, но, несмотря на все преследования, число его последователей быстро увеличивалось. Когда Кромвель распустил парламент (1653) и рассеялась надежда "святых" на скорое осуществление их мечты о царстве Божием на земле, горячие индепенденты приняли учение о новых, непрерывных откровениях Божиих; благодаря этому квакерство быстро распространилось по всей Англии; ревностные сторонники "внутреннего света" отправлялись для проповеди даже в отдаленные страны. Фокс сам посетил Америку и указал на нее своим последователям; Вильям Пенн (см.), которому принадлежат большие заслуги во внутренней организации квакерских общин, купил у английского правительства земли на Делаваре и основал там квакерскую колонию. В наше время общины К. особенно распространены в Англии и Сев.-Американских Соед. Шт.; кроме того, они существуют в Голландии, Германии (близ Пирмонта) и в торговых городах Норвегии. Так как К. ни в каком случае не приносят присяги и упорно отказываются от обязанностей военной службы, то везде, где они существуют, их слово признается равносильным присяге, а вместо военной службы они платят известные подати. Систематическую разработку учению К. дал Роберт Барклэ (см.) в своих сочинениях "Саtechismus et fidei confessio" (179) и "Theologiae vere cristianae apologia". Heмало сделал для этого и Пенн. Признавая великое значение "внутреннего голоса" и его согласие с Св. Писанием, К. не отрицают и земной мудрости, "ибо Христос пришел не угасить, а очистить языческое знание"; в Пифагоре, Платоне, Плотине горел "внутренний свет". Всякое гонение за веру преступно. Проповедь должна быть свободным выражением вдохновения, которое может нисходить на каждого верующего; "друзья" отрицают поэтому необходимость духовенства и осуждают сбор десятины и вообще всякое вознаграждение за толкование и распространение Св. Писания. В местах, где Квакеры собираются для совещаний и общей молитвы (meeting houses), нет ни алтарей, ни образов; пение и музыка изгнаны. Хотя проповедовать может каждый член общины, не исключая и женщин, но на самом деле правом этим пользуются только люди, заслужившие общее уважение и доверие. В прежних собраниях вздохи, шедшие crescendo, стоны и кривляния были обыкновенным явлением; теперь в собраниях царствует глубокая тишина, прерываемая только голосом проповедников; иногда, если ни на кого из присутствующих не сходит вдохновение, проповеди не бывает. К. не допускают никаких обрядов и не признают таинств. Они не отрицают совершенно крещения водою, но считают его излишним. Браки совершаются через простое обещание сожития и верности, в присутствии старшин. Погребение происходит без всяких церемоний, причем родственники умершего не надевают траура. Вместо памятников и эпитафий в назидание следующим поколениям составляются и печатаются биографии тех людей, добродетели которых заслужили общее признание. Устройство квакерских общин основано на чисто демократических началах. Важные частные и общественные дела решаются избранными представителями. Подчиняясь законам государств, к которым они принадлежат по рождению, К. не участвуют, однако, в народных торжествах по случаю побед, осуждают торговлю оружием и порохом, агитируют против смертной казни и против дуэли. Bo время войны Северо-Америк. Штатов за освобождение многие Квакеры взялись за оружие и образовали отдельную общину "свободных и воинственных (free and fighting) друзей". Признавая совершенное равенство и братство между людьми, Квакеры в своих сношениях с властями и знатными лицами не употребляют выражений, принятых обычаем, а означают только должность или сан, всех называя: ты. Они верят в постоянное улучшение и развитие духовной природы человека. С XVIII века К. начинают употреблять все усилия для уничтожения торговли неграми и рабства. В 1754 г. "друзья" решили исключить из своей среды всех, имевших рабов. Между К. нет нищих: каждый здоровый член должен работать; для больных и дряхлых существуют больницы и странноприимные дома. От членов, совершивших бесчестный поступок, община отрекается. Брачные обязанности соблюдаются строго. В ребенке родители уже уважают будущего человека и основывают на этом свою систему воспитания. До конца XVIII в. частная жизнь К. была очень однообразна и бедна наслаждениями, потому что из нее изгонялись искусства. Теперь молодые К. участвуют в общественных увеселениях, занимаются изящными искусствами, литературой и т. п.; зато число членов, выходящих совсем из общины или образующих новые подразделения секты, увеличивается. Литература. Кларксон, "A portraiture of Quakerism" (Лондон, 1806); Эрнст Бунзен, "William Penn" (Лпц., 1854); Лодс, "Etude historique et critique sur le Quakerisme" (Страсбург, 1857); Вейнгартен, "Die Revolutionskirchen Englands" (Лпц., 1868); Грановский, "Квакеры" ("Сочинения", т. I).
В Россию Квакеры явились впервые в конце XVII в. в лице Квирина Кульмана (см.), сожженного в Москве. В 1743 г., а затем синодским указом 9 дек. 1756 г. "квакерскою ересью" названа секта хлыстов, хотя происхождение последних едва ли имеет какую-либо связь с историей К.; поводом к этому, вероятно, послужило некоторое сходство основного учения К. об озарении от Духа с учением наших хлыстов о воплощениях и вдохновении, вызываемых, как и у К., посредством различных телодвижений. Ср. Сырцов, "Сибирские К. в XVIII в." (Тоб., 1882 — оттиск из "Тобольск. епарх. ведом."); Гурьев, "Расстриги девки-квакереи" ("Русск. вестн." 1881, № 8). Петру I К. представлялись дважды во время пребывания его в Лондоне; государь отнесся к ним весьма внимательно и, будучи за границей, не упускал случая побывать на квакерском богослужении. Менее случайный характер имели сношения с К. Александра I, в мистическом настроении которого квакерские идеи находили много отголосков. Александр I познакомился с К. в Лондоне в 1814 г. В 1818 г. К. Грелье и Аллен приезжали в Петербург и были приняты государем, который с ними молился. В 1822 г. импер. Александр имел в Вене новое свидание с Вильямом Алленом, этим неутомимым борцом против невольничества, который с помощью русского императора надеялся достигнуть своей заветной цели — объявления негроторговли равносильною пиратству. В 1824 г. прибыл в Петербург К. Томас Шиллите, который дважды молился с государем. Ср. Пыпин, "Император Александр I и К." ("Вестн. Европы" 1869, № 10); "Записки К. (Грелье) о пребывании в России" ("Русская старина", 1874, № 1).
|