Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона |
Кит в народных сказаниях
— Баснословные сказания о Ките проникли с востока к грекам и таким образом внесены были в апокрифы. В греческом "Физиологе", где Кит назыв. άσπιδοχελώνη, о нем приводится то же сказание, что и в сборнике арабских сказок "1001 ночи": "Кит похож на остров; корабельщики пристают к нему и, вбив колья, привязывают к ним корабли; чудовище не трогается; но как только разведут на его хребте огонь, он тотчас уходит в глубину, увлекая с собой обманутых пловцов". Апокрифы, под влиянием общераспространенных на Востоке сказаний о Земле, покоящейся на каком-нибудь животном, сделали Китов устоями Земли. По "Беседе трех святителей", Земля плавает поверх великого моря и основана на трех китах больших и на 30 малых; последние прикрывают собой 30 оконец морских; "емлют те киты десятую часть райского благоухания и от того сыты бывают". В сказании Мефодия Татарского о Ное всемирный потоп объясняется тем, что К., по повелению Бога, отступили от морских оконец, вследствие чего вода пошла на землю. "Беседа Иерусалимская" и "Голубиная книга" связывают движение Кита с кончиной мира. По "Голубиной книге" — "Кит-рыба всем рыбам мати. На Китах-рыбах земля основана; когда Кит-рыба поворотится, тогда белый свет наш покончится".
|