На главную

 


Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона


 

Караваджо

 

(da-Carayaggio) — прозвище двух итальянских живописцев: 1) Полидоро Кальдара (Caldara, ум. в 1543). Явившись в Рим без всяких средств к существованию, он сделался простым каменщиком, но, работая в Ватикане и постоянно сталкиваясь с Рафаэлем и его учениками, начал сам заниматься живописью. Вскоре настолько усовершенствовался в ней, что мог совместно со своим другом Матурино украсить работами сграффитто фасады многих из римских дворцов; эти дошедшие до нас лишь в гравюрах фризы исторического или мифологического содержания отличаются археологическою точностью деталей, жизненностью рисунка и тонкостью отделки. В 1527 г. он прибыл в Неаполь и не только нашел там работу, но даже основал свою школу. К этому времени относится хранящаяся ныне в Неаполитанском муз. его картина "Несение креста", отмеченная здравым реализмом, повлиявшим позднее на направление неаполитанской школы. Тот же успех встретил художника и по переселении его в Мессину, где он впоследствии погиб от руки убийцы. Картины его довольно редки. Одна из них — "Гладиаторы" — в Имп. Эрмитаже (№ 1647). 2) Микель-Анджело Америги (Amerighi), также Америджи и Меризи (1569-1609), сын каменщика, начал свою карьеру отцовской профессией, получив первоначальное художественное образование в Милане, усердно подражал в Венеции Джорджоне, был учеником Чезари в Риме, откуда в 1606 г. пришлось ему бежать, точно так же как и из многих других мест, вследствие разных столкновений, в которые попадал по причине своего необузданного нрава и которые очень часто кончались смертью его противников. Получив от Папы помилование, он умер на пути из Неаполя в Рим. В художественной деятельности Караваджо замечаются две эпохи. К первой принадлежит большинство его бытовых картин: сцен народной жизни, изображений шинков с их завсегдатаями, цыган, игроков в карты и кости, солдат, сильно походящих на разбойников, и других сомнительных личностей, в кругу которых нередко приходилось вращаться художнику. Сюда, между прочим, относятся: "Предсказательница" (в Капитолийском музее), "Шулеры" (гал. Шьярра в Риме), "Девушка, играющая на лютне" (в Лихтенштейнск. гал. в Вене), "Мандолинист" (№ 217 в Импер. Эрмитаже), а также "Отдых на пути в Египет" (гал. Дория в Риме). Произведения этой эпохи отличаются тонкой наблюдательностью, живостью реализма и прекрасным, светлым, золотистым колоритом, близким к колориту венецианцев. Со времени пребывания Караваджо в Риме замечается поворот в его манере ко второму стилю, поражающему резкостью света и густотою теней; недостатки этой манеры несколько искупаются энергией выражения и своеобразной силой колорита и светотени. К этому периоду относится большинство его больших религиозных картин, как, напр., "Призвание ап. Матфея", "Мученическая смерть св. Матфея" (в церкви С. Луиджи, в Риме), "Обращение ап. Павла", "Распятие св. Петра" (в С. Мария-дель-Пополо, в Риме), "Успение Богородицы" (в Лувре), "Христос в Еммаусе" (в Нац. гал. в Лондоне), "Положение во гроб" (в Ватикане), "Венчание Христа тернием" (в Имп. Эрмитаже, № 215), "Мучение ап. Петра" (там же, № 216). Портреты, вышедшие из-под кисти К., при обычных технических достоинствах страдают недостаточно тонкой передачей индивидуального характера изображенных лиц ("Мужской портрет", № 218, в Имп. Эрмитаже). Значение Караваджо в искусстве заключается, главным образом, в его стремлении воспроизводить природу без прикрас, какова она есть, — в натуралистической тенденции, которою он нанес удар манерности старых итальянских мастеров его времени и объявил непримиримую войну многочисленным последователям болонской академической школы.