Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона |
Ивановский Николай Иванович
— исследователь раскола; род. в 1840 г.; учился в Архангельской семинарии и в СПб. духовной академии, где кончил курс в 1865 г., и в том же году определен в Казанск. духовн. Акад. бакалавром по каф. раскола, в 1869 г. сделан экстраординарным профессором, а в 1883 г., по защите диссертации: "Критический разбор учения не приемлющих священства старообрядцев о церкви и таинствах" (Каз. 1883; 2 изд. 1892) избран ординарным проф. С 1873 г. И. преподает учение о расколе и в Каз. семинарии. Кроме статей в "Првсл. Собеседнике" (о рябиновщине — 1867 г., т. II; о протопопе Аввакуме — 1869 г., т. II; о случайных старообрядческих архиереях ХVIII в. — 1873 г., т. I; о главных сектах беспоповщины — 1873 г., т. III, о таинстве св. причащения по учению беспоповцев — 1871 г., т. I, по поводу признания раскольнических браков — 1875 г., т. I; о новых законах относительно раскольников — 1883 г., т. III), И. напечатал: "Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола. Ч. I. История раскола" (Казань, 1886; 2 изд. 1887), ч. II и III — "Обличение раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических" (Каз. 1887; 2 изд. 1888). В первой части этой книги И. определяет раскол как обрядоверие, и старается проследить возникновение и развитие на Руси привязанности к обряду и букве; главную причину противодействия Никоновским исправлениям он усматривает в личных неудовольствиях московских протопопов против сурового патриарха, упуская из виду общеисторические основы раскола, равно как и то, что обвинению в обрядоверии могут подлежать не одни сторонники старины, но и сами исправители, особенно из греков. С 1875 г. И. состоит членом комиссии по описанию рукописей Соловецкого монастыря; издал памятники: "Книга об антихристе и о прочих действах, иже при нем быти хотящих" (Каз. 1872; 2 изд. 1892) и "Проскинитарий Арсения Суханова" ("Првсл. Палестинский Сборник", вып. 21, СПб. 1889). С 1871 г. И. проявляет и практическую деятельность по обличению раскола: ведет беседы с старообрядцами в Казани, многократно ездил для собеседования в раскольнические местности казанской епархии, равно как и за пределы этой епархии — в 1882 г. в Саратов, в 1887-89 и 1891-92 гг. в Нижний Новгород, в 1888 и 1889 гг. в Петербург.
|