Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона |
Говор
— так называется язык известной части какого-нибудь народа, представляющий, наряду с общими характерными признаками данного языка, также и известные отличия, хотя и столь незначительные, что они не затрудняют устных сношений с другими представителями этого же народа (особенно близко живущими). В логическом отношении понятие Говор может быть сравнено с понятием разновидности в естественных науках. Причины, вызывающие образование Говора, те же, что лежат в основе изменений языка вообще (см. Язык). Каждый представитель известного народа имеет, строго говоря, свой собственный индивидуальный Говор, в известной степени отличный от Г. каждого другого своего соплеменника. Но в силу условий общественной жизни, вызывающих постоянное взаимное влияние таких индивидуальных Г. друг на друга, индивидуальные разницы звуковые, лексические, формальные и синтаксические сглаживаются настолько, что их смело можно игнорировать. Условием для образования однородной (в смысле языковом) группы населения является возможность непосредственного сношения между отдельными ее представителями. Если бы взаимное сношение было одинаково сильно во всех частях пространства, занимаемого известным народом, то не было бы и Г., а одни только очень похожие друг на друга индивидуальные языки. Но так как непосредственное взаимное сношение возможно лишь внутри известной небольшой группы населения, то это и делает ее язык несколько разнящимся от языка другой такой же небольшой группы. Вследствие этого же между Г. двух подобных соседних групп населения разница обыкновенно меньше, чем между Г. двух групп, разделенных друг от друга дальностью расстояния или известными, сильно затрудняющими сношения, причинами физического или общественного свойства. Поэтому в странах равнинных, с хорошими природными путями сообщения, едиными в смысле политическом, напр. в России, разницы между говорами не так велики, как в странах, раздробленных в политическом отношении (прежняя Германия, где только с 70-х гг. особенно сильно стал распространяться письменный общий язык в силу политического объединения), или гористых (Греция, Тироль, Швейцария), на морских о-вах и т. д. Изучение народных Г. (так наз. диалектология) весьма важно в научном отношении и на Западе стоит уже очень высоко. Нельзя, к сожалению, сказать того же об изучении наших русских Г., которое едва лишь начато. О говорах вообще см. Paul, "Prinzipien der Sprachgeschichte" (3 изд., Halle, 1886, гл. II); Lundell, "Sur l'étude des patois" ("Techmer. Internationale Zeitschr. f. allgem. Sprachwissenschaft", 1884), Phil. Wegener. "Die Bearbeitung d. lebenden Mundarten" (в "Paul. Grundriss der german. Philologie", т. I, V Abschnitt). Понятие Г. нередко смешивается с более широким понятием наречия (см.); при этом, однако, чаще последний термин употребляется вместо первого, но не наоборот. Так, говорят о "наречиях" русского языка (Даль и др.) в смысле "говоров", но едва ли кто назовет малорусское и белорусское наречия "говорами".
|