Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона |
Дворник
— термин, значение которого еще недостаточно выяснено в науке истории русского права и имеет характер частью технический, частью юридический. 1) В XVI в. известны Дворники на дворах денежных, таможенных, гостиных, соляных; это — либо наемные управляющие, либо арендаторы. Так, во Пскове на денежном дворе было два Дворника, получавших от псковских старост по рублю на человека ежегодно; на соляном дворе жил один Дворник, плативший откуп в таможенную избу. Подробности см. у Н. Д. Чечулина, "Города Моск. государства в ХVI в." (СПб., 1889, стр. 134 и след.; ср. стр. 271). 2) Д. — лица, которых дворяне и дети боярские Моск. государства должны были держать в городах на принадлежавших им осадных дворах, раз они в них не жили сами. Эти Дворники, по Уложению царя Алексея, брались из "людей", т. е. холопов, и только за неимением холопов служилый человек мог посадить на осадном дворе своего крестьянина или бобыля, но не более одного человека. На практике это были люди, вышедшие из разных состояний и находившиеся в зависимости от владельцев занимаемых ими дворов (в числе Д. на Туле встречается несколько черных и ратных людей и даже вдов). Д. занимались большей частью ремеслами (также скоморошеством), реже — торговлей; но эти занятия нельзя рассматривать иначе как средство к пропитанию, при даровой квартире, какую представлял из себя осадный двор служилого человека. Можно предполагать в Д. прежде всего простых сторожей при остававшихся иногда очень продолжительное время пустыми дворах, или, по выражению Н. И. Костомарова, людей управлявших дворами за право жить в них. Существует мнение, что Д. должны были содействовать охране города. Наиболее сведений о Д. встречается в. писцовых книгах Моск. государства; за XVI-й в. эти сведения сгруппированы Чечулиным, за XVII-й же век остаются пока не обследованными. Новоуказные статьи 22 января 1669 г. предписывают Дворникам никого у себя, не записав в земском приказе или в городах у воевод, беспоручно не держать. 3) Д. на городских дворах монастырей известны еще по актам XV в., в которых положение их представляется очень близким к положению крестьян. В актах XVI в. Д. упоминаются наряду с монастырскими крестьянами и пользуются теми же льготами, что и последние. Из одной грамоты от 1573 г. видно, что два крестьянина заняли у монастыря полтину, причем один из них обязался жить в монастырской деревне в дворниках: "в дворах хором беречи, и не обжечь, и изгородь около поль беречи".
|