Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона |
Далай-лама
— высшее духовное лицо северных буддистов, со светской властью. Лама — слово тибетское, значит "верховный" (старший); далай по-монгольски "великий". Этот термин появился в буддийской иерархии сравнительно недавно. У реформатора новейшего буддизма, Цзонхавы (XV в.), было 8 учеников, которых считают перерожденцами (хубильганами). От одного из них, Кен-дюн-Чжукба, основателя монастыря Чжамхлюмбу, и пошли Д., в некотором роде живые божества, утвердившиеся в Тибете, в Хлассе. Китайцы из политических расчетов стали покровительствовать Далай-ламе, а с 1751 г. вверили им светскую власть над всем Тибетом. Д. живет в златоверхом монастыре, выстроенном на холме Будале. По смерти Далай ламы ему сооружается на кровле будалинских палат небольшой храмик с позолоченною крышею, и там ставится золотой обелиск с пеплом умершего. Новый Далай-лама избирается из тех мальчиков, которые родились в момент смерти прежнего. Прежде это совершалось путем гадания, а теперь по жребию, причем руководящую роль играют китайские чиновники; поэтому избранные всегда принадлежат к семействам, преданным Китаю. В доказательство своего достоинства мальчик-перерожденец должен признать какую-нибудь вещь из употреблявшихся прежним Д. Родители избранного мальчика получают пожизненно княжеское достоинство 5-й степени. См. о. Иакинфа, "Описание Тибета" (СПб., 1828); Koppen, "Die Religion des Buddha und ihre Entstehung" (B., 1857—1859); Schlagintweit, "Buddism in Tibet" (Лпц., 1863); Wordworth, "The Church of Thibet and the historical analogies of Budhism and Christianity" (Л., 1877).
|