Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона |
Домовой
(фр. Lutin, нем. Kobold, Nachtmännchen, англ. Goblin) — божество домашнего очага (см. Домашние боги), заменившее языческого Рода или Чура. Различные названия Домового и место, ему отводимое, указывают на связь понятия о Домовом с культом огня и почитанием предков. Поляки называют Домового выгорище, великоруссы — дедушкой, хозяином, малоруссы — дiдько, господарь, белоруссы — падпечка, сербы — ведогонь. Место Домового обыкновенно под или за печкой, как и германского кобольда. По польским поверьям, привязанность Д. к дому очень велика: даже после пожара он не покидает печи обгорелого жилья. Кроме избы, Д. поселяется в банях, овинах, винокурнях и пр. — словом, везде, где есть печь, отчего его иногда и называют банником, подвинником и гуменником. Древняя вражда родов отразилась в поверьях о том, что чужой Домовой — лихой, тогда как свой — добрый. Оттого в заговорах испрашивается защита от чужого Домового. У великоруссов и литовцев Д. мстит за обиды сожжением избы. Ночью он стучит и возится, проказничает, душит ради шутки сонного. Д. — покровитель домашних животных, отчего он и носит названия хлевника, сарайника, конюшника, табунника и пр. У него всегда есть любимая лошадь, которую он холит, чистит, заплетает ей хвост и гриву, подсыпает ей больше овса и пр. Подобно скандинавскому Тору, Д. ездит на козле, которого поэтому и держат при конюшнях. Д. редко показывается человеку, и то перед несчастьем, предостерегая хозяев. Его можно видеть в ночь на Светлое Воскресение или Чистый четверг в хлеву: он космат, но более этой приметы нельзя упомнить, так как он отшибает память. Зимою на снегу обозначаются его мохнатые подошвы. 30-го марта Д. бесится, 28-го января его закармливают кашей. См. "Поэтические воззрения славян на природу" А. Афанасьева (М. 1869, т. II); "Дедушка-домовой" в "Архиве историко-юридич. сведений, относящ. к России", изд. Калачева (кн. I, СПб. 1876); "Остатки верований и убеждений старого времени" ("Духовный Дневник", 1865, 11 и 12); о Д. австрийских южных славян — в "Знании" (апр. 1877), о Д. разных диких и варварских народов — в "Первобытной культуре" Тэйлора, в главах об анимизме. |