На главную

 


Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона


 

Диоген из Синопа

 

— циник, ученик Антисфена (414—323 до Р. Х.). Отец его был менялой и фальшивомонетчиком; сын, участник в предприятиях отца, должен был покинуть родной город; придя в Афины, услышал беседы Антисфена и был им пленен. Антисфен считал себя последователем Сократа, но учение Сократа понимал односторонне: цель жизни видел в добродетели, а добродетель — в аскетизме. Диоген не прибавил к этому ничего принципиального и замечателен не столько учением, сколько жизнью, в которой он до крайности доводил принципы своей школы. Древность изукрасила жизнь Д. различного рода эпизодами, в которых рисуется его характер, но которые, по всей вероятности, сочинены: такова, напр., встреча Диогена с Александром Македонским и знаменитый его ответ царю. Полагая, что добродетель состоит в воздержании, в отсутствии потребностей и в жизни, сообразной с природой, Диоген довел свой аскетизм до крайних пределов, весьма неэстетичных, вследствие чего получил прозвище: ό κύων — "собака". Будучи вполне последовательным, Д. отрицал наряду с богатством и почестями также и науку, и частную собственность, и брак. Платон прозвал Диогена "беснующимся Сократом". Стоицизм, во многом стоявший под влиянием циников, списывал, однако, свой идеал мудреца скорее с Сократа, чем с Д. Д. умер в Коринфе, где был похоронен с большой пышностью. Письма, дошедшие до нас под его именем, подложны, как это доказал Буассонад. Учениками Д. считаются Стильпон Мегарский, Онесикрат, спутник Александра Македонского, и др.

 

О нем см. Delaunay, "De cynismo, ас praecipue de Antisthene Diogene et Cratele" (Пар., 1831) и Zeller, "Geschichte d. Philos. d. Griechen" (4-е изд.).