Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона |
Дервиш
— персидское слово, значит нищий (собственно — порог двери) и употребляется (как и арабский его синоним факир) у мусульман для обозначения человека набожного, ищущего спасения души в отшельнической жизни. Хотя Магомет и сказал: "нет монашества в Исламе", но вследствие склонности арабов к отшельнической жизни уже в первые века гиджры были основаны многие дервишские ордена или братства. Таких орденов насчитывают ныне более 70, около половины в Оттоманской империи, остальные — в Персии, Аравии, Центральной Азии, Сев. Африке. Называются они по имени основавших их шейхов (араб.) или пиров (перс.), т. е. старейшин. Первые религиозные братства для совместной молитвы приписываются Абу-Бекру и Али. Исторически древнейшим орденом считается эльвани, основатель которого, шейх Эльван, ум. в Джидде в 766 г.; к древнейшим орденам принадлежат еще эдгемиты, бестами, сакати. Посещающим Константинополь европейцам знакомы Дервиши руфаи (существующ. с XII в.), поражающие зрителей глотанием шпаг, огня и т. п. Известны еще ордена кадири, нурбаши, мевлеви, бедеви (только бедуины), бейрами, накшбенди, саадии. Большим влиянием на янычар пользовались бекташи, основатель которых благословил это войско при его сформировании. Султан Махмуд II, уничтожив в 1826 г. янычар, старался всеми мерами истребить и секту бекташей. В Сев. Африке в новейшее время основались новые ордена Дервишей для противодействия европейскому влиянию; из них самый известный — орден снусси. Эти позднейшие секты, преследующие главным образом политические цели, имеют мало общего с старинными орденами Д. От последних, не оставляющих почвы правоверия, надо отличать секты, отступающие от основных законов Ислама (на персид. яз. они называются асад, т. е. свободные, или бишер, т. е. беззаконники); из них более всего известен орден Д. календери. Живут Дервиши в особых помещениях, называемых теккие или ханка (в одном Константинополе таких теккие около 200). Стоящие во главе подобных монастырей шейхи или пиры назначаются в каждой секте главой ордена, живущим обыкновенно там, гдe покоится прах основателя секты. Между Д. находятся люди разных классов. Некоторые из них женаты и живут вне монастыря, но несколько раз в неделю, особенно накануне торжественных плясок, должны в нем ночевать. Большинство Дервишей дают обет безбрачия. Теккие обладают большими средствами благодаря вкладам и приношениям набожных мусульман и дают Д. содержание; но о платье последние должны заботиться сами. Так как просить милостыню считается грехом и позором для Д. (за исключением бекташей, даже гордящихся тем, что живут подаянием; они одни — настоящие нищенствующие Д.), то они изучают ремесла, чтобы заработать себе на платье. Их одежда, смотря по секте, различного покроя и цвета, большей частью черного и темно-зеленого; шейхи носят платья из белого и зеленого сукна. Головной убор Д. состоит из тюрбанов различной формы. Среди мирян Д. пользуются большим почетом. Пользуясь суеверием народа, Д. лечат заклинаниями и молитвами от разных болезней, предсказывают будущее, толкуют сны и продают за большие деньги чудодейственные амулеты. Вера в них и их влияние так велики, что часто начальники войск старались иметь Д. при своих отрядах для воодушевления солдат. В Турции, особенно среди высших классов, наибольшим уважением пользуются Д. ордена мевлеви благодаря их поэтической мистике. "Месневи" — главное произведение их основателя, поэта Джелаль-Эддин-Руми, — изучалось не только отшельниками, но и государственными деятелями; влияние их особенно возросло, когда Кония, резиденция главы ордена, стала главным местом изучения персидской литературы и поэзии. Мевлеви — самая богатая секта Д.; они были богато одарены сельджукскими султанами, а затем и султанами Оттоманской порты. Глава их (шегаб-эддин) опоясывает нового султана мечом Османа. При приеме в орден надо пройти целый ряд испытаний, которые тем строже, чем святее считается орден. Посвящаемый должен жить в уединении, доносить шейху о всех своих мыслях, снах и т. п. и исполнять разные работы. Испытание иногда длится 2-3 года (часто 1001 день); в это время посвящаемый знакомится с уставами и обрядами ордена и учится известным восклицаниям, выражающим качества Бога, которые Д. обязан произносить много раз в день. Религиозные упражнения Д. (дзикрг) состоят в молитвах, плясках и др. церемониях. Д., расположившись вокруг шейха, стоя или сидя на пятках, выкрикивают или бормочут разные молитвы, тряся в это время головой или раскачивая все тело то справа налево, то спереди назад и т. п., или вдруг вскакивают и начинают дикую пляску или кружение на одном месте, издавая пронзительный рев (отсюда название Д. Руфай — воющие Д.) и нанося себе раны. У некоторых египетских сект Д. религиозные упражнения заканчиваются тем, что Д. рядом распростираются на земле и по ним их глава, шейх-эль-бакри, проезжает верхом. Религиозные упражнения повторяются обыкновенно раз или два в неделю, и, сверх того, в известные праздники, напр., день рождения Магомета, день основания ордена, происходят особые, более торжественный религиозные упражнения. Ср. John Brown, "The dervishes, or oriental spiritualism" (1868); Vambery, "Sittenbilder aus dem Morgenlande" (1876).
|