На главную

 


Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона


 

Делос

 

(Δήλος). — Наименьший из Цикладских островов, знаменитый храмом и культом Аполлона и Артемиды и считавшийся местом рождения этих богов. Их мать Латона, преследуемая ревностью Геры, блуждала по всей земле, не находя места, где бы она могла родить. Делос, бывший блуждающей по морю скалой, принял ее, и здесь богиня разрешилась от бремени. В награду за это Аполлон избрал Делос местом своего культа и прекратил его блуждания. Святилище пользовалось известностью в глубокой древности и было центром амфиктионии, соединявшей под покровом общего культа всех ионийцев Европы, островов и Малой Азии. Афиняне принимали участие в амфиктионии уже в эпоху Солона. В VI в. сильнейшие морские державы соперничали из-за первенства в амфиктионии, так как это первенство равнялось первенству на море. Пизистрат очистил Д., т. е. выкопал трупы на всем пространстве о-ва, которое было видно от храма, и перенес их на другое место. Вероятно, после его смерти другой "моревластитель", Поликрат Самосский, дарит Аполлону целый о-в Ренею, соединив его цепями с Делосом В эпоху персидских войн Датис, плывя с флотом к берегам Аттики и покоряя Циклады, не коснулся Делоса, но, напротив, почтил богов его обильной жертвой. После греческо-персидских войн Д. стал центром Делосского союза (см.). Отпав от Афин, делосцы отдались под покровительство спартанцев, которые, как явствует из одной надписи, оставили им самоуправление. Афиняне и в это время продолжали посылать в Д. Феорию (свящ. посольство), как видно из истории Сократа. После сражения при Книде афиняне опять на несколько лет захватывают в свои руки управление храмом, теряют его в эпоху возвышения Фив и опять возвращают при возникновении второго морского союза (377 г. до Р. Х.). Зависимость от Афин, несмотря на многократные попытки отпадения, продолжалась до последнего десятилетия IV-го в. В течение почти всего III-го в. Д. составлял священный центр союза островов Эгейского моря, находившегося под политическим верховенством Родоса и составлявшего нейтральную территорию между царствами диадохов. В конце III-го в. Д. связывает свою судьбу с Македонией. После катастрофы Филиппа V Д. держит сторону Антиоха, затем Персея. После победы над последним (167 г. до Р. Х.) римляне овладевают Д. и отдают его афинянам, под владычеством которых для Д. снова наступает продолжительный период процветания. В 87 г. полководец Митридата В., Менофан, разорил Д. Окончательный удар Д. нанесла война с морскими разбойниками 69-го года. В настоящее время Д. представляет обширное поле развалин и совершенно необитаем. Раскопками, производившимися здесь французской археологической школой в Афинах, обнаружено несколько зданий, в том числе храм Аполлона, и масса надписей, знакомящих нас с богатствами святилища и его управлением в разные эпохи истории острова. Храм по плану своему похож на афинский Тезейон и имеет 6 Х 13 колонн по сторонам. Стиль его — дорийский; колонны замечательны тем, что имеют только намеки на каннелюры внизу и наверху. Постройка приблизительно III-го в. Близ храма — два другие, меньшего размера. Вдоль священной дороги, ведущей от гавани через Пропилеи к храму, находится ряд сокровищниц. Перед восточным фронтоном храма расположено длинное здание в виде портика, называемое "портиком быков" вследствие особых капителей в виде соединенных попарно передних частей быков. Раскопки в самом городе Д. еще не предпринимались в широких размерах. Наиболее интересные из скульптур, найденных на Д., помещены в афинском национальном музее, главная же масса их наполняет специальный музей, устроенный на о-ве Миконе. См. Homolle, "Les archives de l'intendance sacrée à Delos" (Пар., 1886); его же, "De antiquissimis Dianae simulacris Deliacis" (Пap., 1885) и целый ряд статей его и других членов школы в "Bull. de Corresp. Hellénique"; Val. v. Schöffer, "De Deli insulae rebus" (Бер., 1889). Теперь Д. называется Микра Дилос, а вместе со смежным о-вом Ренейа — Дили или Дилес.