На главную

 


Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона


 

Делакруа, Фердинанд Виктор Эжен

 

(Delacroix) — знаменитый французский живописец; род. в Шарантоне-Сен-Морисе (Сенский департамент) 26 апреля 1798 г.; умер в Париже 13 августа 1863 г. В детстве он нисколько не выказывал артистических способностей и начал заниматься живописью лишь 17 лет от роду, по окончании курса в лицее Людовика Великого. Несмотря на то, что его наставником был последователь Давида, Герен, он не примкнул к псевдоклассическому направлению Давидовской школы, но с первых же шагов своих на художественном поприще явился решительным противником этого направления, передовым и смелым сторонником нарождавшегося романтизма, и вскоре стал во главе его представителей. Его творчество было направлено к воспроизведению мгновенных и скоропреходящих явлений жизни и природы, изображению необычайного, лирически-трогательного, потрясающего, нередко даже ужасного. Для достижения этой цели Делакруа смело пользовался всеми средствами колорита, который дался ему как немногим, и пренебрегал правильностью и благородством рисунка, заботясь главным образом о его экспрессивности. Новаторское стремление он ясно выразил еще в своей первой значительной картине: "Данте и Вергилий переезжают на ладье по адскому озеру" (из I ч. Божеств. Комедии), выставленной им в салоне 1822 г. вопреки желанию Герена и встреченной со стороны одних восторженными похвалами, со стороны других — жестокими порицаниями. Еще более бурные споры возбудили "Хиосские убийства" — второе произведение Делакруа, с которым он явился перед публикой в 1824 г. Однако в дальнейшей своей деятельности он мало-помалу завоевал себе симпатию большинства художественных критиков и громкую известность в публике. Содержание его картин составляли крайне разнообразные источники: библейские и евангельские рассказы, мифология, древняя, средневековая и новейшая история, народный быт и природа Алжирии, Марокко и Испании, посещенных им в 1831 г., творения Данте, Шекспира, Гете и Байрона; он брался также за изображение сражений, охотничьих сцен, животных и даже картин неодушевленной природы (nature morte). В ряду его многочисленных картин, следовавших за вышеупомянутыми двумя (обе ныне в Луврской галерее), считаются главными: "Казнь дожа Марино-Фальеро" (1827), "Христос в Гефсиманском саду" (1827, в париж. церкви св. Павла), "Греция на развалинах Миссолонги" (1827, в Бордоском музее), "Свобода на баррикадах" (1830), "Убийство люттихского епископа" (1831), "Медея перед убийством своих детей" (1838, в Лильском музее), "Религиозные фанатики в Танхере" (1838), "Алжирские женщины у себя дома", "Еврейская свадьба в Марокко" (1841, наход. в Лувре), "Маргарита в церкви" (1846), "Расставанье Ромео с Джульеттой" (1846), "Распятие" (1847), "Снятие со креста" (1848), "Смерть Валентина" (1848), "Крушение Дон-Жуана", "После мучения св. Севастиана" (1853) и нек. др. Недостаточное знание рисунка и небрежное отношение к нему гораздо заметнее в монументальных работах Делакруа, чем в его обыкновенных картинах, несмотря на все изящество и роскошь его колорита. Из таких работ можно указать на стенную живопись в тронной зале Бурбонского дворца, в библиотеке Люксембургского дворца, плафон в Аполлоновой галерее Лувра и роспись одной из капелл в ц. св. Сульпиция в Париже. Д. славился не только как первоклассный, высокоталантливый живописец, но также и как отличный гравер, литограф и рисовальщик иллюстраций. Им исполнены 23 гравюры крепкой водкой и акватинтой и 107 литографий, изображающих портреты различных лиц, костюмы, животных, сцены из "Геца фон-Берлихингена", "Фауста" и "Гамлета", каррикатуры, и сделано 17 рисунков для политипажей. Подвергаясь яростным нападкам приверженцев старой школы, он был принужден вступать в полемику с ними и вооружаться пером на защиту своих эстетических воззрений. Его журнальные статьи и письма прекрасно обрисовывают личность автора и содержат в себе любопытные данные для оценки современного ему движения во французском искусстве Ср. Ern. Chesneau, "Eugène Delacroix" (П. 1861); Piron, "Eug. Delacroix, sa vie et ses oeuvres" (П. 1865); H. Delaborde, "Eloge d'E. Delacroix" (П. 1876); H. Guet, "Delacroix" (П. 1885) и несколько др. биографий.