Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона |
Библиомантия
(греч.) — гадание по книге, которое состоит в том, что гадающий наудачу раскрывает книгу и из смысла первого попавшегося ему места старается извлечь предсказание. В древности для этой цели служил Гомер, впоследствии Вергилий (Sortes Viriglianae), наконец Библия (у пиетистов). Б. была хорошо известна и в Древней Руси, где для этого употреблялся Псалтирь. О гадании по Псалтири упомянуто уже в поучении Владимира Мономаха. Рассказав о неприятном посольстве от двоюродных братьев, подстрекавших его к изменнической войне с Ростиславичами и угрожавших в противном случае разрывом, Мономах продолжает: "И отрядив я (отослав послов), взем псалтырю в печали и то ми ся выня: Векую печалуеши душе.... Не ревнуй лукавнующим". Другой случай гадания на Псалтири рассказан под 1276 г., в Ипатьевской летописи о Владимире Васильковиче, который "нача думати, абы где за Берестьем поставити город" и за разрешением своих недоумений тоже обратился к Псалтири. Первоначальный источник гадания на Псалтири заключается в глубоком религиозном чувстве древнерусского человека, который в Слове Божием искал разрешения своих недоумений, особенно в трудные минуты жизни, когда не знал, на что решиться. С таким, конечно, чувством обращался к Псалтири Мономах. Но впоследствии к этому чистому чувству примешалось суеверие, которое начало слепо доверять произвольному, а иногда в высшей степени неразумному толкованию разных слов в Псалтири. А так как толкование стихов было не всякому под силу, то находились книжники, которые на самой Псалтири отмечали, какого рода предсказание содержится в том или другом стихе. Псалтирь с подобными отметками описана И. И. Срезневским в его кн. "О неизвестных и малоизвестных памятниках" (вып. IV, стр. 34—37). Подобного рода отметки и легли в основу гадальных книг, которые пользовались и пользуются таким уважением на Руси. См. Гадальные книги.
|