На главную

 


Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона


 

Библиография

 

Библиография (библиогнозия, библиология) — книгоописание, книговедение, находится в тесной связи с историей литературы. С одной стороны, она ее архив, ее codex diplomaticus и в то же время барометр, по которому можно судить о росте литературы в данную эпоху; с другой стороны, развитие литературы вызывает расцвет библиографии. Б. нельзя признать наукой в тесном смысле этого слова, она не стремится к раскрытию законов определенной сферы явлений внешнего или внутреннего мира, но она является основой, краеугольным камнем всякого научного исследования: ни одно научное исследование не может быть предпринято без справки с тем, что уже достигнуто по данному вопросу. Отсюда значение Библиографии для науки вообще и для истории литературы и науки в особенности. Если последняя стремится выяснить ход развития идей, то Б. подготовляет для этого почву и исчисляет те последовательные формы, которые являются воплощениями идей, будут ли это рукопись, книга или другие произведения типографского станка: карта, план, эстамп, гравюра. Вспомогательными дисциплинами по отношению к Б. служат: палеография, история типографий, история искусств, в особенности ксилографии, библиотековедение и история книжной торговли. Форма и способы обработки библиографического материала различны: материал располагается в хронологическом, алфавитном, систематическом порядке; дается полное перечисление или же научный выбор трудов, выдающихся по своему содержанию; дается голый перечень заглавий или же к ним присоединяются и примечания исторические и критические. Иногда примечаниям этим отводится видное место, и тогда Б. сливается с историей литературы или науки, история книг сливается с историей идей. Но что обязательно для всякого библиографического труда, это — сообщение полной и точной копии с заглавного листа книги, указание формата, числа страниц и имеющихся приложений (карты, гравюры и т. п.). Потребность в библиографических трудах давала себя чувствовать очень рано: уже в XVI веке появились труды этого рода, а у нас азбуковники (см. это сл. и ниже Б. славяно-русская) сообщали уже сведения по Б.; хотя в них сведения эти ограничиваются краткими объяснениями названий литературных памятников, преимущественно византийского происхождения. Предложенное Эбертом разделение Б. на внешнюю и внутреннюю или прикладную и научную не может быть проведено последовательно и не имеет практического значения. Более употребительно разделение Б. на всеобщую (обнимает литературные произведения всех времен и народов), национальную (исчисляет литературные произведения данного народа) и специальную (посвящена отдельной отрасли знания или даже отдельному вопросу). Труды по специальной Библиографии будут указаны при обозрении Б. той национальности, к которой принадлежат их авторы.

 

 

На главную