Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона |
Адриан, патриарх всероссийский
(в миру Андрей) — 10-й и последний патриарх всероссийский (род. в 1636 г., † 15 октября 1700 г.). Будучи еще архимандритом Чудовского монастыря, А. умел обратить на себя внимание патриарха Иоакима, поставившего его (1686) митрополитом казанским и свияжским. В патриархи А. возведен 1690 г., 24 августа. Десятилетняя деятельность А., заключившая собою патриаршеский период, представляет большой интерес тем, что А., расположенный к старине и неохотно отзывавшийся на реформы Петра, должен был сознать справедливость и меткость многих указаний Петра на неустройства в церковном управлении и выступил с некоторыми поправками, сделавшимися началом Петровских реформ в области церкви. Так, данная им 26 декабря 1697 г. Рожественского (Владимирского) монастыря архимандриту Иосифу инструкция старостам поповским или благочинным смотрителям стремится поправить многое, что требовало поправления и не ускользнуло от взора Великого Петра. Именно здесь видим заботы о наблюдении везде церковного благочиния, снабжении всех церквей исправными печатными книгами и служебниками, всеми церковными принадлежностями и проч., о наблюдении, чтобы не было священников без письменных грамот, чтобы бродячие и черные попы у приходских священников треб не отбивали, чтобы мирские люди самовольно на себя монашеских одеяний не надевали, чтобы суд отправлялся не иначе, как при старостах, и т. д. (1-е П. С. З. № 1611). Точно так же другое его распоряжение (1698), чтобы нигде не дозволять устраивать новых монастырей без государева указа (№ 1629). Несмотря на то что А. дозволял себе иногда с резкостью возражать государю, сам явился, однако, с предложением в Палату об уложении обработать статьи "о святительском суде". При патриархе А. было два собора: один (1697) по поводу дьячка Михеева, предлагавшего новые догматы касательно крещения и других обрядов, другой по поводу (1698) дьякона Петра, утверждавшего, что папа есть истинный пастырь. В его же патриаршестве происходила известная борьба двух учений об евхаристии — братьев Лихуды (см. это сл.) и Сильвестра Медведева. Первые учили, что хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа до произнесения слов установленной евхаристии, а Медведев доказывал, что таинственное пресуществление совершается только после произнесения этих слов. Патриарх, по-видимому, разделявший учение братьев Лихуды, передал этот спор на разрешение восточным патриархам, и учение братьев Лихуды было признано правильным. Но тем не менее братья оставались удаленными в Костромском Ипатьевском монастыре, и учение их, изложенное в книге "Щит вера", оставалось ненапечатанным. Патриархом А. написано было несколько проповедей и богословских толкований, из коих некоторые были напечатаны; из них важнейшие: представленная в Палату об уложении "Записка о святительских судах" (напеч. в ст. Калачева, о значении кормчей в системе др. русского права, 1849) и "Грамота о бороде" (напеч. Есиповым, "Раскольничьи дела", 2 т., и по приводимой у него короткой редакции перепечатана в I т. "Критико-биографического словаря" Венгерова, 1889).
|