Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона |
Азовское море
— северо-восточный боковой бассейн Черного моря, с которым оно соединяется Керчь-Еникальским проливом (Босфор Киммерийский в древности, шириною в 4,2 км, т. е. 3,9 версты). В древности оно называлось у греков Μαιωτις, у римлян Palus Macotis, y скифов Каргалук, у меотов Темеринда (значит "мать моря"); далее у арабов Нитшлах, или Бар-аль-Азов, у турок Барьял-Ассак, или Бахр-Ассак (Темно-синее море), у генуэзцев и венецианцев — Mare delle Zabacche (Mare Tane). Крайние точки А. м. лежат между 45° 12' 30" и 47° 17' 30" сев. широты и между 59° 29' 26" и 56° 54' 31" вост. долготы от Ф. Самая большая его длина 343,2, самая большая ширина 231,2 км; окружность = 1472,2 км, или 1370 верст; оно занимает поверхность 37604,6 кв. км и суживается в северо-восточном углу в Таганрогский залив. В это вычисление поверхности не входят острова, заним. 107,9 км. Острова на А. море следующие: Бирючий (92,4 км), Обиточная коса (5,8), Федотова коса (3,4) и без названия, севернее косы Федотовой (6,2). Его берега вообще плоски и песчаны, только на южном берегу встречаются холмы вулканического происхождения, которые местами переходят в крутые передовые горы. Западный берег составляет песчаная Арабатская коса длиною в 95 км. Вода содержит очень мало соли; на Таганрогском рейде она употребляется даже для питья. Море мелко и опасно для судоходства вследствие множества ила, наносимого с северо-востока Доном, с северо-запада Услюкою, Молочною, Бердянкою, Мокрою, Калмиусом и Миусом, с востока Мокрым Кагальником; но торговля на А. поднялась в нынешнее время, с тех пор как Таганрог двумя железными дорогами (в Харьков и Воронеж) соединен с русским материком, а железной дорогою из Калача в Царицын достигнуто прямое сообщение между Доном и Волгою. Кроме расположенного выше дельты Дона Ростова, единственные гавани у А. — Таганрог, Мариуполь и Бердянск. Самая большая глубина моря около 14 м, средняя 6,5—13 м, самая малая на Таганрогском меридиане, всего 3,8 м. Морские течения находятся в зависимости от дующих здесь очень сильных северо-восточных и юго-западных ветров и весьма часто поэтому меняют направление. По причине большого количества пресной воды море легко замерзает и вследствие этого несудоходно с декабря до половины апреля. Весною вода значительно прибывает, что облегчает судоходство даже большим кораблям. А. весьма важно для России вследствие, с одной стороны, своего многорыбия, а с другой — постоянно возрастающих торговых сношений. Среднее годовое число входящих в гавани А. кораблей простиралось в 1866—71 гг. до 2662, с 362951 тонною; более половины их приходилась на Таганрог, 558 на Бердянск, 296 на Керчь, 263 на Мариуполь. Береговых лодок пришло 6807, отошло 6832. Русский торговый флот А. состоит из 1210 кораблей с 40658 тоннами.
Нечто совершенно своеобразное представляет собою боковой бассейн Сиваш, или Гнилое море, чрезвычайно соленая стоячая вода, полная мелями, пересеченная песчаными лавами и совершенно непригодная для судоходства. Эта принадлежащая к Таврической губернии и занимающая 2632 кв. км водяная и болотная поверхность отделена от А. имеющею почти 110 км длины, узкою и весьма низкою Арабатскою стрелкою (см. это сл.). Только узким, но длинным, в 40 км, Геническим проливом Сиваш соединен с морем; на северо-западном же конце он отделен от части Черного моря, называемой Мертвым морем, имеющим 9 км ширины Перекопским перешейком. Самая южная часть моря, имеющая около 75 км длины, в середине не глубже 1 1/2 метра, делается у обоих берегов все мельче и мельче и оканчивается на них как совершенное болото. Около Арабата оно совершенно мелко, а на самом узком месте, перед дельтою главной реки Крыма, Салгиря, распростирается мель, через которую не может перейти ни одно судно. Как скоро (летом) потоки Крыма высыхают и быстрое испарение уменьшает запас воды Сиваша, на его берегах образуется большое количество соляных кристаллов.
|