Вся библиотека

Оглавление

 


Сто великих тайн Древнего мира


Николай Николаевич Непомнящий

   

Центральная и Южная Америка

 

ПОГРЕБЕННЫЙ ГОРОД САУАШИ

 

Уже практически век, со времени их обнаружения археологами, ученые спорят о происхождении в перуанской пустыне Наска громадных и не очень геометрических фигур и рисунков, так называемых геоглифов («гео» — в переводе с греческого — земля, «глиф» — вогнутая линия). Выдвигаются самые разные гипотезы, зачастую противоречащие друг другу. Итальянский же археолог Джузеппе Орефичи, однако, полагает, что можно объяснить эти загадочные фигуры пустыни Наска, если обратиться к канувшему в Лету Городу Сауаши — колыбели цивилизации Наска.

 

С середины XVI в., после завоевания империи инков Писарро, в разных вариантах в Латинской Америке стала ходить легенда о том, что на пустынных равнинах перуанского юга, между Андами и Тихим океаном, находятся странные геометрические фигуры. Такие громадные, словно их сделали какие-то «гиганты».

 

Откуда они появились и что означают? Может быть, как утверждают Некоторые, это беговые дорожки для «олимпиоников» доколумбовского периода? Или магические знаки шаманов? А может быть, гигантские рисунки соответствуют нашим знакам зодиака? Или являются своеобразным звездным календарем? Но проведенные недавно компьютерные расчеты показывают что только двадцать процентов найденных в Наска линий, стрел и иных геоглифов соответствуют астрономическим обозначениям.

 

Швейцарский исследователь следов пришельцев Эрих фон Деникен считал, что трапециевидные формы многих геоглифов -~ не что иное, как посадочные площадки космических кораблей.

 

Пришельцы с других планет были приняты аборигенами пустыни Наска за богов. И местные жители стали преклоняться перед ними и рисовать животных — своеобразные гигантские кодовые знаки для общения с этими богами.

 

Археолог Джузеппе Орефичи на сегодняшний день считается в научном мире самым крупным ученым и лучшим специалистом по изучению пустыни Наска. Вот уже семнадцать лет подряд онло Полгода проводит в древнем городе Сауаши, вернее на том месте, где он когда-то был расположен, пытаясь найти связь между геоглифами и древней цивилизацией- В местечке рядом с Сауаши, в двенадцати километрах на северо-запад от геоглифов, находятся следы поселения, где итальянский археолог обнаружил ряд интереснейших вещей, наведших его на мысль о том, что ключ к разгадке тайны геоглифов находится именно в погребенном Сауашии

 

Он считает, что Сауаши был колыбелью и центром цившшзации пустыни Наска. После определения «контуров» этого древнейшего города его первоначальный вид был воссоздан с помощью компьютерной графики. В центральной части Сауаши, чуть правее, располагался большой собор или иное культовое сооружение, налево — большие пирамиды. Удивительно, но местные жители, в то далекое время не знавшие письменности, были способны строить пирамиды высотой до двадцати метров и по периметру сто девять метров. Они даже построили в городе оригинальный водопровод и колодцы на разных уровнях, которые работают и по сей день!

 

Все здания и сооружения в Сауаши были выполнены на семи уровнях и строились из кирпича-сырца. Археолога нашли и захоронения, частично уже разграбленные кем-то. Отсутствие в захоронениях хоть какого-либо оружия, даже ритуального, подсказывает ученым, что местные жители, скорее всего, были очень мирными людьми. В одном гигантском некрополе площадью 24 км2 обнаружены захоронения 200—300 тысяч аборигенов. Так что «гигантизм» был вполне свойствен им, и поэтому влияние «потусторонних сил» на Наска оказывается под сомнением. Все сделали сами земляне, считает Джузеппе Орефичи!

 

Археологи нашли трепанированные и мумифицированные черепа. Нашли трепанированную голову, превращенную в мумию, с какой-то веревкой. Ученые полагают, что это не что иное, как приношение богам. А перед Подношением богам голову, скорее всего, несли привязанной за веревку к чему-то и затем подвешивали на что-то. В могилах также были найдены и трогательно сотканные фигурки, которые сохранили двухтысячелетнкда историю ритуалов Наска. Такие разукрашенные трехсантиметровые «куколки» украшали церемониальную ткань, используемую во время ритуалов. Сохранилась и большая гамма цветов {по крайней мере 250!). Не менее поражает и очень тонкая работа изготовления «куколок», датируемых специалистами III в. до н.э. Краски настолько сохранились, что, кажется, изделия были созданы только вчера. Но в том нет ничего удивительного: климат в Наске очень сухой.

 

Было найдено даже расшитое «пальто» одного из жителей Наски, на котором находилось более пятисот «куколок» с поднятыми руками или играющими на музыкальных инструментах. Археологи считают, что это также элементы ритуала.

 

На мысль о том, что гигантские геоглифы были созданы местными жителями, наводит и факт обнаружения горшков удивительно современной формы с рисунками, схожими с геоглифами.

 

Горшки датируются V и VI вв. до н.э. Находки, как думают ученые, свидетельствуют о древней, очень развитой цивилизации, господствовавшей в загадочной для нас пустыне Наска.

 

Цивилизация эта владела математикой и геометрией. Правда, как считает итальянский археолог, жители Сауаши допускали в своих расчетах ошибки. Но, по его мнению, вопрос о том, как наносились геоглифы на местность, снят с повестки дня! Некоторые фигуры выполнены с дефектами, что свидетельствует о таких математических просчетах.

 

По мнению археолога, все три различных типа геоглифов — спирали-звери, линии, стрелы — относятся примерно к 500 г. до н.э. Сначала люди Наски «рисовали» спирали. Затем они стали создавать более сложные геоглифы в виде птиц, пауков, обезьян, касаток, кошек... Словом, изображать то, что их окружало. И лишь после такой — для них «примитивной» работы — приступали к строительству городов с оригинальными инженерными коммуникациями, например с водопроводом, что было особо актуально для очень сухого засушливого климата.

 

Для города Сауаши «золотой» век приходится между III и IV вв. — порой расцвета их цивилизации. Но в конце IV в. природа преподнесла пустыне Наска, которая в то время была не совсем пустыней, два катаклизма: землетрясение и наводнение одновременно! В итоге город оказался погребенным под слоем песка, уничтожившего почти все. Кстати, этим временем датируются и последние геоглифы — линии и стрелы. Потеряв веру в Бога, который принес местному народу такую кару, аборигены перестали наносить геоглифы. Что интересно: итальянскому археологу Джузеппе Орефичи математический метод расчета геоглифов подсказали местные индейцы. Они также сообщили, что сначала делались небольшие модельки этих гебглифов, а затем они многократно увеличивались уже на местности. Может быть, эти индейцы и есть потомки представителей цивилизации, создавшей геоглифы?

 

Точного ответа на свой вопрос ученые пока не получили. Смущает и другое обстоятельство: почему некоторые рисунки (трапеции и «абстрактные» линии), выполненные в пустыне, отсутствуют на найденных горшках в засыпанном городе Сауаши? Может, существовала еще одна не известная нам, цивилизация?

 

 

Вся библиотека

Оглавление