Вся библиотека

Оглавление

 


Серия «100 великих»: Сто великих тайн


Николай Николаевич Непомнящий

Андрей Юрьевич Низовский 

   

ТАЙНЫ ЗЕМЛИ И ВСЕЛЕННОЙ

 

Рисунки в пустыне

 

 Загадочные рисунки в перуанской пустыне Наска, самое масштаб- ное произведение искусства в мире, одно из самых выдающихся и в то же время необъяснимых творений человека, были мало кому известны до 1939 года В том году пилоты, пролетавшие над пустынной долиной на маленьком аэроплане, обратили внимание на странный узор из беспоря- дочно пересекающихся длинных прямых линий, перемежающихся с ди- ковинными извилинами и загогулинами, который был заметен при опре- деленном освещении Это открытие вызвало большой интерес

 

Первоначально археологи предположили, что это остатки древней ирригационной системы Для их исследования в Перу выехал археолог Пол Косок из университета в Лонг- Айленде (США) С воздуха узоры выглядели необъятными, но на земле из-за неров- ной поверхности Косок едва нашел их «Линии можно было различить, только если смотреть на них вдоль Несколько ярдов в сторону — и ниче- го нельзя было заметить» После первых тщательных изучений удивлению Косока не было предела по его чертежам выходило, что это было четкое изображение большой птицы, различить с земли которую было невозможно Как можно было создать такой рисунок Косок исследовал долину и обнаружил очертания огромного паука, за которым следовали дюжины других рисунков, изображавших либо животных, либо геометри- ческие узоры Он не мог понять, кем был этот загадочный художник и что это был за народ, оставивший после себя такие произведения искусства

 

В 1946 году Косок передал свои записи доктору Марии Райхе, немец- кому математику, интересующейся древними обсерваториями, с именем которой связана практически вся «каноническая» история загадочных рисунков пустыни Наска С той поры Мария Райхе, ставшая самым круп- ным в мире специалистом по проблеме Наска, работая практически в одиночку, узнала много нового о способах создания этих картин Она спешила зафиксировать точные размеры и координаты всех рисунков и линий, пока их не уничтожили туристы и автомашины Как установила Райхе, рисунки были изготовлены достаточно про- стым способом на желтоватой земле был линиями выложен тонкий слой темных камней Но, хотя физически такая работа не представляется тя- желой, проект был крайне сложен Райхе считает, что авторами рисунков использовалась фиксирован- ная единица измерения, равная 0,66 см, подобно мегалитическому ярду Александра Тома Потом фигуры выкладывались по специально постро- енному плану в масштабе, который был перенесен на поверхность земли с помощью веревок, прикрепленных к камням-маркерам, некоторые из которых можно наблюдать и сегодня «Длина и направление каждого от- резка были тщательно промерены и зафиксированы

 

Приблизительных промеров было бы недостаточно, чтобы воспроизвести такие совершен- ные очертания, которые мы видим с помощью аэрофотосъемки откло- нение всего на несколько дюймов исказило бы пропорции рисунка Фото- графии, сделанные таким образом, помогают представить, какого труда это стоило древним умельцам Древние перуанцы, должно быть, обладали оборудованием, которого нет даже у нас и которое, в совокупности с древ- ними знаниями, тщательно скрывалось от завоевателей, как единствен- ное сокровище, которое нельзя похитить» Славу рисункам Наска принесли Эрих фон Деникен и другие искате- ли следов космических пришельцев Пустыня была объявлена не чем иным, как древним космодромом, а рисунки — своеобразными навигационны- ми знаками для кораблей пришельцев Другая версия гласила, что рисун- ки в пустыне являются картой звездного неба, а в самой пустыне некогда существовала грандиозная древняя обсерватория Знаменитый Джеральд Хокинс, астроном, который разгадал тайну Стоунхенджа, прибыл в Перу в 1972 году, чтобы выяснить, есть ли среди рисунков пустыни Наска знаки, указывающие на связь с астрономическими наблюдениями (этих знаков там не оказалось).

 

Его удивило, что линии необыкновенно прямые — отклонение составляет не более 2 мет- ров на каждый километр. «Такую фигуру невозможно было бы создать даже с помощью фотограмметрического промера, — считает он. — Эти линии действительно абсолютно прямые, мы бы не получили такого ре- зультата, даже воспользовавшись современной аэросъемкой. И такая пря- мизна сохраняется на протяжении многих миль. Из-за стелющегося по земле густого тумана линии порою становятся незаметными. Но они про- должаются точно в том же направлении на противоположной стороне оврага, и они такие же прямые, как траектория пущенной стрелой». Мария Райхе уверена, что только прикоснулась к древней тайне: «Что наиболее впечатляет в этих наземных рисунках — это их огромные раз- меры в сочетании с совершенными пропорциями. Как они могли изобра- зить фигуры животных с такими точными очертаниями и точно выверен- ными размерами — загадка, которую мы разрешим не скоро, если вооб- ще разрешим». Райхе сделала, правда, одну оговорку: «Если, конечно, они не умели летать».

 

Именно это пытался доказать Билл Спорер, резидент США в Перу, член Международного исследовательского общества. Люди, которые со- здали эти узоры, вероятно, происходили из двух сходных народов, извест- ных как культуры Паракас и Наска, которые в период до и после нашей эры занимались земледелием. Но эти народы известны своими успехами и в искусстве ткачества и украшения глиняных изделий, и это дало Спореру ключ к разгадке. Четыре куска ткани Наска из разграбленной могилы, обнаруженной недалеко от перуанских рисунков, были исследованы под микроскопом. Было выяснено, что древние перуанцы использовали в сво- их материях лучшее переплетение, чем мы используем при изготовлении современной парашютной ткани, и более крепкое, чем в современных тканях для воздушных шаров — 205 на 110 нитей на квадратный дюйм в сравнении с 160 на 90. На глиняных горшках обнаружены изображения предметов, напоминающих воздушные шары и воздушных змеев с разве- вающимися лентами. Начав расследование, Спорер наткнулся на старую легенду инков о маленьком мальчике по имени Антаркви, который помогал инкам в сра- жении, летая над укреплениями противника и сообщая о расположении их отрядов. На многих тканях Наска изображены летающие люди.

 

Эти легенды возникли очень давно, но известно, что и сегодня некоторые индийские племена Центральной и Южной Америки делают для своих церемоний воздушные шары и запускают их во время ритуальных празд- неств. Еще одна загадка состоит в так называемых «костровых ямах», кото- рыми заканчиваются многие прямые линии. Это круглые ямы примерно 10 метров в диаметре с обугленными камнями. Спорер вместе с несколькими другими исследователями изучил эти камни на предмет того, не яв- ляются ли они кратерами от падения небесных тел, и удостоверился, что почернели они от воздействия сильного источника тепла. Может быть, на этом месте был разведен большой костер, который согревал воздух внут- ри шара? В ноябре 1975 года эта теория подверглась проверке. Только из тех материалов и технологий, которые могли быть доступны индейцам На- ска, был построен воздушный шар. Под ним зажгли огонь, и шар отпра- вился в полет с двумя пилотами в тростниковой корзине. Из всех гипотез по поводу возникновения такого совершенного узора идея с шаром была самая лучшая. Но цель всего этого до сих пор неясна. Может быть, это была своеобразная форма погребения, и тела мертвых вождей Наска от- правляли на черных воздушных шарах — в объятия бога солнца? Может быть, птицы и другие огромные существа символизируют вечную жизнь этих вождей? Но зачем им понадобились такие прямые линии? Ответа нет...

 

Но есть свидетельства, что среди древних такое стремление к точно- сти было весьма распространенным. Существует явное сходство между перуанскими рисунками и находками на другом конце земного шара: Сто- унхендж и многие знаменитые мегалиты отличаются необыкновенной геометрической точностью. К тому времени, когда были выложены перу- анские узоры, традиция мегалитических строений уже угасла, поэтому прямых доказательств связи двух культур нет. Но не будет слишком опро- метчивым предположить, что уровни развития этих культур, в которых неграмотные люди использовали преимущественно камни, были схожи; и что искусство создания наземных рисунков умерло с появлением пись- менности и цивилизации. Перуанские рисунки являются одним из чудес света.

 

До окончатель- ной разгадки их тайны, однако, по-прежнему далеко. Если не считать, что отпала версия о взлетно-посадочных полосах для космических кораблей. Райхе категорически отвергает возможность того, что рисунки Наска были посадочными знаками инопланетян: гипотетические космические при- шельцы вряд ли находятся на таком первобытном уровне, чтобы выкла- дывать фигуры из камня. Кроме того, «если вы передвинете камни, то увидите, что земля под ними довольно мягкая, — говорит Мария Рай- хе. — Боюсь, что космонавты завязли бы в такой почве»...

  

 

Вся библиотека

Оглавление