Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
АЛМАЗ «ОРЛОВ»
История этого знаменитого алмаза началась в Индии в начале XVII века. Здесь в копях Голконды был найден один из крупнейших в стране алмазов, который представлял собой природный ос колок крупного кристалла, вес которого оценивался в 400 каратов
В таком виде алмаз попал к «властителю мира» Шах-Джахану принадлежавшему к десятому поколению Тимура. Шах-Джахан бь знатоком драгоценных камней, собирал их и иногда даже сам заш мался их обработкой.
По повелению владыки новый алмаз был передан в огранку. Гранильщик стремился максимально сохранить массу алмаза потому лишь подшлифовывал природные грани камня, чем и объясняется его не совсем правильная форма. Однако, несмотря на старания огранщика, алмаз потерял почти половину своей массы в ограненном виде весил 194,8 карата.
В середине XVII века, когда Шах-Джахан тяжело заболел, встал вопрос, кому из сыновей занять его престол. Старший сын, Дар!! шикал, был единомышленником отца, деда и прадеда. Он хоте единства страны, мира с индусами, единства с раджпутскими маратхскими раджами.
Мусульманские муллы и вельможи стеной стояли за второго сына — Аурангзеба, жестокого фанатика.
Аурангзеб победил брата и вошел в Агру с войсками. Здесь он узнал, что отец благополучно выздоровел и не собирается освобождать трон. Но власть, получив однажды, нелегко добровольно отдавать. Сколько еще проживет отец? И Аурангзеб приказал арестовать отца и заточить его в крепость.
В 1665 году новый правитель демонстрировал свои богатства шатоку драгоценных камней Ж.Б. Тавернье и даже разрешил ему взвесить и описать главнейшие камни. В книге француза самый большой алмаз описан под названием «Великий Могол», но по всей вероятности это был «Орлов» — камень белого, чуть голубоватого и зеленоватого тонов, со всех сторон покрытый трех- и четырехугольными фацетками. Об этом бриллианте чистейшей воды гоже существует множество легенд. По одной версии, это один из больших осколков камня «Великий Могол». Как гласит предание, алмаз долгое время был третьим i лазом (находился между бровей) у статуи Брамы в храме Серинга-матама. Может быть, одну из таких легенд (несколько видоизменив ее для занимательности повествования) английский писатель Уилки Коллинз и положил в основу своего захватывающего романа «Лунный камень».
Стариннейшее из преданий гласит, что камень этот украшал чело четверорукого индийского бога Луны. Отчасти по своему особенному цвету, отчасти из-за легенды — будто камень этот подчиняется влиянию украшаемого им божества и блеск его увеличивается и уменьшается с полнолунием и ущербом луны — он получил название, под которым до сих пор известен в Индии — Лунный камень.
Приключения желтого алмаза начинаются с одиннадцатого столетия христианской веры. В ту эпоху магометанский завоеватель Махмуд Газни вторгся в Индию, овладел священным городом Сомнаут и захватил сокровища знаменитого храма, несколько столетий привлекавшего индийских богомольцев и почитавшегося чудом Востока.
Из всех божеств, которым поклонялись в этом храме, один бог Луны избег алчности магометанских победителей. Охраняемый тремя браминами, неприкосновенный идол с желтым алмазом во лбу был перевезен ночью во второй по значению священный город Индии — Бенарес. И романе английского писателя этот алмаз имеет желтый цвет.
Там, в новом капище — в чертоге, украшенном драгоценными каменьями, под сводами, покоящимися на золотых колоннах, был помещен бог Луны... В ночь, когда капище было достроено, Вишну зиждитель явился будто бы во сне трем браминам. Он вдохну свое дыхание в алмаз, украшавший чело идола, и брамины перед ним на колена и закрыли лицо одеждой. Вишну повелел, что бы Лунный камень охранялся тремя жрецами день и ночь, до скончания века... и предсказал несчастье тому дерзновенному, кто мелится завладеть священным камнем, и всем его потомкам, которым камень перейдет после него. Брамины велели записать это предсказание на вратах святилища золотыми буквами.
Век проходил за веком, и из поколения в поколение преемник трех браминов день и ночь охраняли драгоценный Лунный камен Век проходил за веком, пока в начале восемнадцатого столети христианской веры не воцарился Аурангзеб... По его приказу хрс поклонников Брамы были снова преданы грабежу и разорению, кс пище четверорукого бога осквернено умерщвлением священнь животных, идолы разбиты на куски, а Лунный камень похище одним из военачальников Аурангзеба.
Не будучи в состоянии возвратить свое потерянное сокровище силой, три жреца-хранителя, переодевшись, следили за ним... Лунный камень переходил, принося с собой проклятие, от одного незаконного владельца к другому, и, несмотря на все случайности перемены, преемники трех жрецов-хранителей продолжали следить за своим сокровищем...
Так говорится в романе английского писателя, но по другой версии священный алмаз был похищен французским солдатом-дезертиром, который специально, чтобы проникнуть в храм, принял индуистскую веру. В Мадрасе солдат продал камень за две тысячи фунтов стерлингов капитану английского корабля, а тот в свою очередь продал камень купцу-еврею за двенадцать тысяч фунтов стерлингов. Но есть и другая версия, будто камнем завладел Надир-шах и самоцвет был вставлен в шахский трон, причем алмаз и тогда назывался «Дерианур» («Море света»).
Как бы там ни было, но с тех пор следы знаменитого алмаза затерялись до того времени, пока он не оказался в руках армянского купца Григория Сафраса. В 1767 году он положил алмаз в Амстердамский банк, а через пять лет продал камень за 125 000 рубле племяннику своей жены, придворному ювелиру Ивану Лазареву, тот перепродал его графу Г.Г. Орлову уже за четыреста тысяч рублей, пожизненную пенсию в размере двух тысяч рублей и дворянскую грамоту Г.Г. Орлов в надежде вернуть расположение Екатерины II в день ее именин 24 ноября 1773 года (по старому стилю) подарил императрице драгоценный бриллиант. Князь фон Сольмс, прусский посол в России, в 1773 году доносил своему императору о торжествах по случаю празднеств в честь именин Екатерины II: «Среди подарков, преподнесенных царице, можно было видеть и изумительный по красоте крупный алмаз, подарок графа Григория Орлова».
Необычайность самой драгоценности и обстоятельства, при которых она была преподнесена императрице, породили множество самых фантастических слухов и выдумок о том, как камень достался самому И. Лазареву. Одни утверждали, что алмаз был выкраден прямо из сокровищницы Надир-шаха; другие были убеждены, что Лазарев купил его за бесценок у человека, который не знал цену камню; третьи говорили, будто кто-то из кавказцев (по поручению Лазарева) врезал драгоценный алмаз себе в ногу и в таком виде доставил его из Индии в Санкт-Петербург.
Слухи были самые невероятные, однако опальному фавориту не удалось вернуть себе утраченную благосклонность императрицы. В 1784 году Екатерина повелела вставить алмаз в свой скипетр, и с тех пор он украшал навершие скипетра русских царей. В настоящее время этот «камень дома Романовых» хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.
|