Круги на хлебных полях
Летом 1990 года британские средства массовой информации охватило истерическое волнение: более семисот кругов совершенно непонятного происхождения появились на полях, засеянных разными зерновыми культурами. Конечно, такое случалось не в первый раз. Еще в августе 1980-го в некоторых долинах Уилгшира незадолго до сбора урожая обнаружились эти "зерновые круги", как их прозвали. С каждым годом их становилось все больше, но девяностый превзошел все предыдущие как по количеству загадочных чертежей на земле, так и по изысканности и сложности их исполнения.Теперь то были не просто круги, а целые группки по три, по пять, а также чрезвычайно подозрительные пиктограммы, включающие изображения решеток, прямоугольников и даже стрелок: дух захватывало при взгляде на них с воздуха.
Впервые услыхав про эти самые рисунки, люди, разглядев несколько дюжин фото в газетах, пожелали узнать, зачем они и что их создало. Тут уж и ученым пришлось кончить игнорировать давно известные им факты и приняться за обсуждение загадочного явления. Академическая наука выступила с пробным разъяснением, которое закоренелые мистериологи и группа созерцателей кругов от парламента быстро отвергли (во многом благодаря тому, что сами мистериологи, занимаясь этим подольше ученых, уже успели выдвинуть похожие теории и имели время от них отказаться). Сейчас, в середине девяностых, мы по-прежнему ничего не знаем о творце этих рисунков, но по крайней мере кажется интересным и поучительным узнать краткую историю этого завораживающего феномена.
Хотя зерновые круги периодически встречают по всей Северной Англии (и даже в Уэльсе), подавляющее большинство рисунков приходится на два графства - Хэмпшир и Уилтшир. И конечно же, это не исключительно английское явление - ныне выяснено, что еще в двадцати четырех странах материковой Европы есть что-то подобное, а самый ранний пример касается Голландии 1503 года. Но даже принимая все это, стоит признать, что именно Англия в деле загадочных рисунков истинный чемпион, а к двум графствам, в старые времена составлявшим британское государство Уэссекс, относится более девяноста процентов всех изображений. Почему так - неизвестно, впрочем, подобным же образом можно ответить на все вопросы, связанные с этим явлением. В шестидесятые годы Уэссекс стал популярным у всяких оккультных сект и исследователей НЛО, считавших, что соседство памятников типа Стоунхенджа и других так называемых мистических точек обеспечивают идеальное место для связи с земными силами и пришельцами. И когда в восьмидесятые начали возникать круги, все эти люди решили, что лучшего доказательства их веры им не найти.
Бульварные газеты раструбили их мнение по всей стране, и на какое-то время в массовом сознании британцев инопланетяне признавались наиболее подходящими ответчиками за эти странные урожаи. Но, к сожалению, рост количества кругов никак не принес увеличения встреч с НЛО, никакой прямой связи между ними так и не нашли, и теория понемногу потеряла популярность. Пока уфологи пестовали свои доморощенные гипотезы, ученые разных отраслей знания взялись за это дело всерьез и предложили целый ряд удобоваримых гипотез. Здесь были и брачные странности кротов, кроликов, примешались даже кишечные газы быков.
Некоторые биологи заявили, что рисунки - результат необычного роста грибов, а эксперты по вооружению предположили, что они исполнены случайно беспилотными самолетами, запускаемыми периодически с военных баз Уэссекса. Ведущий французский ученый считал, что круги - побочный эффект выстрелов из тайного оружия, снаряды, мол, поражая воздушные цели, отскакивали на землю и чертили на ней все что угодно, экологи винили во всем озоновые дыры. Ни одна из этих естественных теорий так и не завоевала особого признания, люди склонялись к сверхъестественным объяснениям. Но вот английский метеоролог доктор Тереке Миден выдвинул свою теорию - о существовании особых потоков воздуха, которые он назвал 'стационарными очарованными вихрями'. Приравнивая это явление к ветрам 'чертовой пыли', которые, как известно, засасывают разный мусор и песок в пустынях и других жарких местах, Миден вывел комбинацию метеорологических и географических факторов, необходимых для создания рисунков, подобных британским.
Однако образования более сложных круговых рисунков, возникшие в середине 1980-х, включая и совершенно изумительные схемы в Братоне (Уилтшир), казалось, должны были поколебать уверенность Мидена. Ничуть. В ответ метеоролог слегка усовершенствовал свою идею, предположив, что эти самые стационарные вихри могут производить и миниатюрные ураганы, которые при соответствующих атмосферных условиях (в теплые, тихие дни) накапливают электричество и образуют устойчивую колонну завивающегося книзу воздуха.
Такой ураган, возвестил Миден, способен подниматься и опускаться, оставляя отпечатки нескольких кругов на полях. Хотя, безусловно, то же самое может происходить над дорогами и водой, но там следов просто не остается. Снова большинство специалистов уверовало в теории Мидена, но простым людям изощренность производства кругов показалась очевидным признаком разума, хотя ученые и поспешили указать на многие естественные явления, такие, как снежинки, тоже весьма изумительные по совершенству исполнения. Но даже замысловатые построения Мидена не могли объяснить дьявольски изощренные рисунки, возникшие на юге Англии в девяностых годах. Треугольные группы кругов, прямоугольные фигуры, линейные композиции, асимметричные пятна и даже стрелки - все это попадалось среди изображений низинной Англии.
Некоторые исследователи паранормальных явлений сразу выдвинули теорию посланий - и многие религиозные деятели усмотрели в них начертания, предвещающие близкий конец света. Ученые же наконец обратились к своей любимой гипотезе - о подделке. Проблема была лишь в том, что пиктограммы оказались чересчур сложны и так огромны, что только целая армия обученных и оснащенных прекрасной техникой людей смогли бы их нанести - да к тому же на полях бдительных фермеров. Между тем рисунки возникали буквально за ночь, и никто из хозяев полей ни разу не видел тайные бригады фальсификаторов в окрестностях своих владений.
Немного истории
Первые круги на полях были замечены в 1972-м году, когда
два очевидца, Артур Шаттлвуд и Брюс Бонд, сидели на склоне холма надеясь
увидеть загадочный неопознанный летающий объект, сделавший этот район
Англии меккой для уфологов. Но то, что они увидели этой лунной ночью было
несколько более экстраординарным: в сотне футов они увидели как часть
колосьев веерообразно полегла, образовывая ровный круг на поле. C того момента поступило около восьмидесяти сообщений о
точно таких же происшествиях, некоторые были даже засняты на
видеоплёнку. Появление круга занимает около двадцати секунд, и часто
сопровождается скрипящим звуком.
Ещё в 1986 году: одна газета заплатила некоему фермеру деньги за создание круга на своём поле. Но это был пустяк по сравнению с тем потоком подделок кругов на полях , хлынувшем позже Самый чувствительный удар по энтузиастам "инопланетной" версии происхождения кругов на полях, был нанесен в сентябре 1991 года, когда два безработных художника из Саутгемптона Боуэр и Чорли признались, что фальсифицировали загадочные круги, и доказали это фотографиями. Художники объяснили свои шалости желанием продемонстрировать наивность граждан и, по возможности, прославиться. С тех пор количество их последователей изрядно
увеличилось. В ноябре 2000-го года один из них, Мэтью Уильямс, даже был взят
под стражу за умышленное нанесение ущерба, после того как его
сфотографировали в процессе создания круга на поле. А в ноябре 2001
года австралийский исследователь аномальных явлений обвинил «Disney Studios»
(студию Уолта Диснея) в том, что они подделывают «круги на полях» по всему
миру для того, чтобы обеспечить рекламу выходящему фильму «Знаки»
(«Signs») с участием Мэла Гибсона, играющего роль фермера, обнаружившего
«круг» на своем поле.
Кроме того фальсификаторы кругов на полях не могут воспроизвести такие признаки, как утолщение колоса, и расширение его узелка, изменения зародыша в злаках, и появление полостей в растениях, как будто они были нагреты изнутри. В настоящих фигурах наблюдаются изменения в клеточной структуре,однако, растение не погибает, и продолжает расти. Ни в одной фальшивке не сумели это воспроизвести
Еще одна особенность настоящих кругов на полях - это
повышенное инфракрасное излучение внутри и снаружи фигуры. Также при
изготовлении настоящего круга загадочные силы используют чрезвычайно сложные
формы Евклидовой геометрии, изменяющие магнитную структуру
пространства. Компасы не могут определить где север а где юг, камеры,
мобильные телефоны и батареи не функционируют, и приборы самолета начинают
дурить при пролете над фигурой "кругов на полях", (Скорее всего
изменение магнитной структуры тут не при чем, и здесь виновато все то-же
неизвестное поле или излучение, что и в аномальных зонах - прим. переводчика)
счетчики Гейгера показывают увеличение радиации примерно в три раза по
сравнению с нормальным фоном.
|