На главную

Оглавление

 


«ТАЙНЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА»


Глава 5   РОБОТЫ КАМЕННОГО ВЕКА

СЛЕДЫ КАМЕННОЙ ЛЕТОПИСИ

 

В Армении есть замечательная поговорка: «Ищите дух, а тело найдется». Каждая встреча с архитектором Армянского филиала института «Гидропроект» С. Петросяном выливается в маленький праздник: праздник стойкости человеческого духа, его великого упорства в достижении поставленной цели, преданности одной идее. Чем же знаменит Петросян? Вот уже более двух десятков лет — все свои выходные, праздники, не говоря об отпусках, он проводит в горах. День за днем, год за годом изучает и разгадывает он тайны гигантской галереи наскальных рисунков. С чего началось это необычное увлечение? С детства любил путешествовать по горам. Став архитектором, часто брал этюдник и шел на поиски новых мест. Причудливые очертания гор, самые немыслимые сочетания камня, неба, растительности будили фантазию и очень помогали в работе.

 

Однажды обнаружил выбитые на скалах какие-то изображения: черточки, луночки, линии. Но в целом рисунок не проглядывался, был каким-то стертым. Но тут пошел дождь, и изображения словно окропили живой водой. Они «проявились» на камне, как под действием проявителя. Он увидел самое настоящее чудо: земной шар с четырьмя человечками на нем, по окружности. После специальной экспертизы оказалось, что этому рисунку... четыре тысячи лет! Вспомните школьные учебники. Там написано, что древние представляли планету как некое тело, которое покоится на трех китах, двенадцати цепях, олене, черепахе и т. д. Этот рисунок убедительно доказывает, что наши далекие предки совершенно точно знали, что Земля круглая. И кроме того, населена людьми.

 

По этому поводу у него есть гипотезы. В частности, в Древневавилонском эпосе есть описание путешествия человека на небо. Там сказано, что после первого часа полета Земля стала похожей на холм, а море на озеро. После второго — планета превратилась в мельничный жернов, а море — в миску. По мере удаления Земля стала как «лунный диск», потом — как «коржик» и, наконец, совсем исчезла.

 

Если сравнить это с нынешними описаниями видов Земли из космоса, то можно найти много общего. Согласитесь, для того, чтобы дать такие точные картинки вида нашей планеты из космоса, туда все же надо было слетать. Однако возраст Древневавилонского эпоса — 4700 лет. Возможно, наши далекие предки обладали знаниями, о которых мы сегодня даже и не подозреваем?

 

Сурен Бондоевич раскладывает рисунки, фотографии наскальных изображений. Как считает исследователь, галерея, которую он открыл, не имеет себе равных в мире по величине — она тянется на десятки километров, — значимости для человеческой истории и культурной ценности. Подумайте только: самым «молодым» рисункам четыре, а самым «старым» восемь тысяч лет! Какая бездна и глубина времени! В этой удивительной горной галерее на протяжении веков, тысячелетий трудились наши далекие предки, оставляя память нам, далеким потомкам, о том, как они любили, жили, умирали, познавали окружающий мир, о чем думали и мечтали. По сути дела, эта энциклопедия в камне — бесценный кладезь духовной, бытовой, профессиональной жизни тех, кто жил многие тысячи лет до нас. Познавая их, мы лучше можем узнать себя.

 

Сегодня в коллекции Сурена Бондоевича около 15 тысяч срисованных изображений. Но это лишь ничтожная часть того, чем богаты Гегамские горы. И каждый его поход в глубь тысячелетий приносит все новые и новые открытия. Одно из самых неожиданных и невероятных — изображение части лунной поверхности.

 

Небольшой кусок камня, покрытый какими-тo лунками, углублениями. Стоило Петросяну смочить его водой, как он приобрел четкие, ясные очертания, явно сделанные рукой человека.

 

—         Это и есть изображение части лунной поверхности, — волнуясь поясняет Петросян. — Ему четыре тысячи лет. Думаю, это самое первое и древнее изображение поверхности нашего спутника. Как вы понимаете, увидеть невооруженным взглядом с такими деталями поверхность Луны невозможно. Значит, у древних астрономов были телескопы? Иначе, как они могли все это разглядеть? Но какой же это уровень техники надо иметь: всякие линзы, законы оптики!

 

—         Думаю, в данном случае все обстояло несколько проще. Армения богата таким полудрагоценным камнем, как обсидиан. В Египте из него делают редкой красоты украшения, а у нас мостят дороги. Обсидиан бывает самых разных оттенков: от прозрачного до темного. Так вот, специалисты предполагают, что древние астрономы могли каким-то образом обрабатывать этот камень, придавая ему форму линз. С их помощью они и наблюдали Луну. Но эта догадка, конечно, тоже нуждается в тщательной проверке.

 

Среди наскальных рисунков особое место занимает астрономическая тематика. На камнях можно встретить изображения созвездия Лебедя, Скорпиона, Стрельца, Льва, Змеи. Вот уж воистину не только о хлебе насущном думали наши далекие предки!

 

Астрономические знания древних, считает Петросян, были вызваны к жизни практикой. На берегу реки Meцатор, в тридцати километрах западнее Еревана, археологами   обнаружен   крупный   центр   металлургического производства. Оно было основано в третьем тысячелетии { до нашей эры и вывозило продукцию во многие страны.: Проводникам надо было как-то ориентироваться во время | долгого и неизвестного пути. Поэтому вдоль караванных троп особенно много астрономических наскальных изображений.

 

Но самое смелое предположение Петросяна связана j с тем, что именно Армения — родина астрономии. В книге: известного польского астронома XII века Яна Гевелия есть мифологические фигуры, изображающие созвездия. Так вот, многие из каменных иероглифов в Армении почти полностью совпали с фигурами Гевелия. Но ведь ( история каменных созвездий гораздо более древняя. Невольно напрашивается вывод, что более сорока веков' назад именно из каменной колыбели в Армении начали: свое путешествие по миру романтические изображения; астрономических созвездий.

 

О том, что в Древней Армении был очень высокий уровень астрономических знаний, говорят не только наскальные изображения. Например, рядом с центром металлургического производства на берегу реки Мецатор были' найдены три наблюдательные площадки. Как оказалось, это — древнейшая астрономическая обсерватория, предназначенная для наблюдения за небесными светилами.

 

Но самое любопытное открытие из последних находок — таблица греческого алфавита. Рядом с привычными изображениями шел еще один ряд аналогичных буковок, но только написанных как бы менее твердой рукой.

 

— Как известно,— сказал Петросян,— греческий алфавит появился в начале первого тысячелетия до нашей 1 эры. Армянская письменность возникла гораздо позже, в пятом веке нашей эры. Но вот эти буквы, которые вы видите на рисунке и которые, с моей точки зрения, являются оригиналом греческого алфавита, были высечены древними армянами еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Видите, какой интересный поворот: первые буквы появились у нас в горах, потом из них возник греческий алфавит и на его основе нынешние армянские письмена.

 

 

 

 

На главную

Оглавление