На главную

Оглавление

 


«ТАЙНЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА»


Глава 3   ЧУДЕСА ИСЦЕЛЕНИЯ

ВАМ ВОЗВРАЩАЯ ВАШ ПОРТРЕТ...

Стека вместо медикаментов

 

Уже несколько месяцев находилась в больнице пациентка М., которой почти не помогали лекарства и процедуры. Ради того чтобы ни с кем не общаться, она отказывалась от пищи. На вопросы отвечала крайне неохотно, стремилась поскорее снова укрыться с головой одеялом, уйти в себя. Такой ее и увидел впервые Г. Назлоян.

Поначалу больная присутствовала на сеансах портретирования не больше пяти минут, в беседу не вступала, а всем своим видом выражала крайнее недовольство, в лучшем случае — снисходительность к происходящему. С продвижением работы ее интерес к портрету стал расти. Наконец она убедилась в том, что в пластилине действительно проступают черты ее лица. Спросила: «Зачем это нужно?» Так начался первый диалог.

 

Через несколько дней ее увидели оживленно беседующей с соседками по этажу, хотя еще недавно она отворачивалась и от них. С этого вечера восстановились ее контакты с окружающими. Вскоре портрет был завершен, и больную выписали домой.

 

О том, что искусство лечит, догадывались еще древние жрецы — приверженцы восточных религий. И вот уже в наши дни медики начинают применять музыку, живопись. Однако психотерапевты используют их только для того, чтобы успокоить пациента, снять с него стресс. Сам больной при этом остается пассивным слушателем или наблюдателем.

 

Несмотря на то что психиатры применяют весьма эффективные лекарства, они по-прежнему выдвигают на первое место в лечении душевнобольного человека доверительное общение, тесные эмоциональные связи. Метод Назлояна создает благоприятные для такого контакта условия.

 

В самом деле, пациент привык, что к нему относятся как к больному, а значит — неполноценному человеку. И вдруг — мастерская художника, а сам он — модель, интересная врачу настолько, что тот принимается за портрет. Сколько положительных (подчас совсем забытых) эмоций возникает при этом!

 

По мере создания портрета здоровье пациентов улучшается. Иногда это происходит так быстро, что врачи недоумевают: где болезнь, которую обсуждали вчера? Так случилось, например, с другой пациенткой Назлояна. Она была в тяжелом состоянии. Это побудило Гагика Мака-эловича вылепить ее в полный рост, причем — за один сеанс. Сеанс этот длился 24 часа, с короткими перерывами для чаепития. На следующий день пациентку выписали, разрешив ей приступить к работе.

 

Одних суток оказалось достаточно для того, чтобы пернуть к нормальному состоянию человека, которому не помогли долгие месяцы больницы. Еще меньше времени Г. Назлоян потратил на то, чтобы расположить свою модель к доверительному разговору, во время которого больная вспоминала вслух события, приведшие к болезни, оценивала их по-новому. Психотерапевты считают это очень важным.

 

Обычно на сеансах скульптурного портретирования пациенты стремятся помочь врачу советами, а то и сами что-то поправляют. Как бы заново узнают себя, даже удипляются: неужели у меня такие глаза? Г. Назлоян предположил, что, глядя на рождающийся портрет, больной воссоздает его мысленно и эмоционально, получает возможность взглянуть на себя со стороны, оценить, что же он есть на самом деле. Значит, чтобы вылечиться, психически больной человек должен научиться адекватно воспринимать и свое лицо.

 

У доктора Назлояна нет специального художественного образования. Он — медик, занимающийся лечением психических заболеваний. И член Союза художников Армении. А недавно народный художник Армении Р. Хача-тряи сказал, что «выполнить скульптурный портрет на таком высоком уровне, как у Назлояна, очень сложно. Но симос главное — художником руководит большая любовь к человеку. Это тем более важно сегодня, когда мы как-то рм (учились любить людей».

 

()коло трехсот пациентов уже испытали на себе действие портретной психотерапии.

 

 

 

 

На главную

Оглавление