На главную

Оглавление

 


«ТАЙНЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА»


Глава 2   ТВОИ ВОЗМОЖНОСТИ - ЧЕЛОВЕК

ЧЕЛОВЕК-ЭВМ, ИЛИ СПОСОБНОСТИ ОБЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКА

 

Могу поручиться, что на его выступлениях равнодушных в зале не бывает. Первое ошеломление у зрителей сменяется недоверием, желанием поймать артиста на обмане. Потом приходит азарт, желание понять происходящее, найти истину.

 

...На сцене — невысокий, крепко сложенный человек. Он просит одного из зрителей: «Загадайте, пожалуйста, столицу государства и мысленно произнесите это слово». Через несколько мгновений это слово как будто прочитано в мыслях. «Вашингтон)»,— следует безошибочный ответ артиста. Так же легко угадано число, имя композитора.

 

Затем он усложняет себе задачу. «Спрячьте вот эту иголку и книгу»- Через несколько минут вернувшийся из-за кулис артист находит в огромном зале сначала иголку, а потом книгу. А в книге — задуманное одним из зрителей на одной из страниц слово. Все это артист делает с завязанными глазами, сопровождаемый добровольцами из зала.

 

Всего несколько мгновений смотрит артист на таблицу, в которой зрители написали двадцать чисел. Этих мгновений достаточно, чтобы запомнить цифры. Мгновений достаточно и чтобы подсчитать сумму пяти четырехзначных чисел, возвести в степень или извлечь корень из восьмизначного числа. Память этого человека удерживает сведения полутора тысяч страниц «Энциклопедического словаря» — это тридцать пять тысяч имен и фамилий. Совершенно поразителен номер, когда артист демонстрирует умение делать одновременно четыре разных дела...

 

Кто этот человек? Артист Юрий Горный. В беседе с ним пытаюсь выяснить, в чем же секрет только что происходивших на сцене чудес.

 

—         Ваши выступления — это концертный номер, хорошо продуманный и организованный трюк? Или демон

страция редкого природного дара, что-то вроде научного опыта?

 

—         По-моему, науку и искусство разделяли совершенно несправедливо. Они не просто идут рядом, но дополняют

друг друга, как, например, спорт и искусство. Я считаю себя артистом. Какого жанра? Мои выступления называют психологическими этюдами или опытами. А это уже терминология науки. Жанр этот новый, мало распространенный, выступают в нем немногие. Но трюка, фокуса в моих выступлениях нет. Это демонстрация способностей

человеческого мозга: памяти, интуиции, внимания.

 

—         Вы умышленно создаете на сцене атмосферу простоты происходящего? Во время программы создается

ощущение: вы как бы со стороны наблюдаете за тем, что делаете...

 

—         Мне хочется не только удивить, взволновать зрителя, но зародить в нем стремление познать свои интеллектуальные возможности. Моя программа ведь так и называется: «Твои возможности — человек!». А различные мистические атрибуты, таинственность, напускание тумана кажутся мне смешными.

 

—         И все-таки нетрудно убедиться: то, что вы демонстрируете на сцене, совершенно уникально, доступно единицам, от природы наделенным необычайными способностями, феноменальной памятью. Получается, что вы,

мягко говоря, вводите в заблуждение публику, показывая им, нет, даже не журавля в небе, а жар-птицу, поймать ко

торую совершенно невозможно?

 

—         Могу вам сказать, что в детстве я был самым обыкновенным ребенком. Ничем не отличался от своих сверстников, блестящих успехов по школьным предметам тоже не достиг. Правда, если чем-то увлекался всерьез, очень быстро добивался удачи. А увлекал меня больше всего в то время спорт.

 

Потом познакомился с Ильей Николаевичем Центлиным. Он заинтересовал меня изучением человеческой психики. И тогда я начал целенаправленно готовить себя к таким выступлениям. Помогли занятия спортом, вернее, выносливость, здоровье, работоспособность, которые у меня были благодаря этим занятиям. Пришлось буквально поглощать огромное количество информации, ежечасно тренировать свой мозг.

 

Спорт развил во мне и еще одно качество — двигательную память, тонкое чувство движения. «Чтение мыслей», способностью к которому, как иногда кажется зрителям, я обладаю — на самом деле не чтение мыслей, а восприятие двигательного проявления человека. Я улавливаю микродвижения, совершаемые в процессе мышления, и по ним, пользуясь всем знакомым дедуктивным методом, угадываю задуманное, мысленные команды.

 

—         Вы упомянули дедуктивный метод, который в представлении большинства связан с рассказами Эдгара По и

Конан Дойла. Что вы имели в виду, связывая метод дедукции и ваши выступления?

 

—         Хорошее знание людей. Поведение человека в каких-то ситуациях стереотипно, вернее, оно зависит от его

темперамента, рода деятельности, круга интересов и т. д. На этом, кстати, основывается и метод тестирования. Вот

я и стараюсь определить, что же за человек вышел на сцену, как он должен себя вести, что приблизительно может

задумать. Быстро анализируя предыдущий опыт и новые сведения, впечатления, я определяю, какими будут «под

сказки».

 

—         То, что вы говорите, по-моему, еще и прекрасно развитая интуиция... Юрий Гаврилович, вот сейчас вы

чуть приподняли завесу над тайной, которая, несомненно, несмотря на всю простоту поведения на сцене, все-таки

окружает все, что вы на ней делаете. Но «чтение движения», по-моему, ничуть не легче чтения мыслей, разве что

более материалистично. Вопрос же о необходимости обладать феноменальной памятью остается. Или вы и здесь

сумеете объяснить, как можно за 2—3 секунды запомнить 20 цифр?

 

—         Говорить о памяти трудно. Эта способность человеческой психики до конца не изучена. Существует много

различных теорий природы памяти. Ясно одно: закладывается она задолго до рождения человека. Родившись, мы лишь демонстрируем разные способности к запоминанию. И как всякие способности, эти можно развивать и совершенствовать. Как в спорте можно растить рекорды, совершенствуя мастерство, но при этом на результатах обязательно скажутся природные, физические данные, которые будут помогать или мешать.

 

Помните номер, когда мне показывают таблицу с цифрами? В книге «Маленькая книга о большой памяти» рассказывается о подобном эксперименте с Шерешевским. Он запоминал цифры за 30—40 секунд, я — за 3—4. Память Шерешевского — ассоциативная. Я как бы фотографирую то, что вижу, а потом воспроизвожу. По своей методике я обучал нескольких человек. Уже через две недели они могли запоминать подобную информацию за 30—40 секунд.

 

—         Вы никогда ничего не забываете?

 

—         Еще как могу забыть. В обычной жизни я человек рассеянный. Если у меня нет установки на запоминание, то я и не запоминаю ненужную мне информацию, чтобы не перегружать мозг. А вот чтобы забыть то, что уже отложилось в памяти, необходимо серьезное волевое усилие. После каждого концерта мне далеко не сразу удается избавиться от той информации, которую я здесь получаю, демонстрируя способности к запоминанию.

 

—         Мне кажется, сила воли имеет решающее значение во всем, чего вам удалось достигнуть...

 

—         Не всегда тренинг, который я устраиваю своему мозгу, доставляет удовольствие. Бывает порой очень даже скучно. Многокилометровые пробежки, которые совершают спортсмены, чтобы иметь хорошую физическую подготовку, тоже занятие не из приятных. Но они необходимы.

 

А вообще, читаю с огромным удовольствием, много. Стараюсь побольше узнать из самых разных областей человеческого познания. Все это помогает лучше понять человека , тайны его психики.

—         И все-таки вы не до конца убедили меня, что практически любой человек может развить в себе столь же феноменальные способности.

 

—         Но мы ведь уже установили некоторые ограничения. Не каждый, а только тот, кто имеет хорошую физическую подготовку, крепкое здоровье, большую силу воли, чтобы много лет ежедневно тренировать себя. Можно еще добавить: нужен здоровый образ жизни. Все это тоже в руках человека. Вот только далеко не каждый может сказать, что он воспользовался этими довольно простыми рецептами, чтобы добиться успеха. Иногда даже ежедневная зарядка становится непреодолимым препятствием... Сейчас, наверное, каждый знает о том, что человек использует только малую часть тех физических и интеллектуальных ресурсов, которыми он наделен от природы. И это, по-моему, очень грустно...

 

 

 

 

На главную

Оглавление