На главную

 


«Святые реликвии» - миф и действительность


С.А. Арутюнов, Н.Л. Жуковская

 

Глава 4: Останки ушедших в нирвану

 

В начале XVI в. одной из сильнейших морских держа мира, захватившей ключевые позиции в Восточном полушарии, стала Португалия. В 1 510 г. португальцы завоевал Гоа — территорию на юго-западном побережье Индостана, а в 1511 г. закрепились на полуострове Малакка. Те» самым Португалия взяла под свой контроль морские пути проходившие через Персидский залив, Индийский океан и дальневосточные моря. Впервые на Шри-Ланке португальцы появились в 1505 г. Случайно застигнутые бурей, они пристали к западному побережью и были дружелюбно встречены местным населением, которое оказало им; помощь, снабдило провизией в дальнейший путь. В 1518 г. португальская  эскадра  из   19  кораблей  бросила   якоря: вблизи Коломбо (тогда он назывался Колантота), высадила 700  отлично  вооруженных  солдат  и  построила  первую европейскую крепость на западном побережье острова. Так  началось   140-летнее  португальское  владычество на Шри-Ланке.  

 

В   1658   г.   после   затяжной   португальско-голландской войны остров перешел под власть голландских колонизаторов  и на нем начала хозяйничать Ост-Индская компания. В 1796 г. голландцы были вытеснены англичанами, что явилось одним из звеньев в цепи войн, шедших    между   европейскими   державами — Англией, Францией, Голландией как на территории самой Европы, так и в колониях. Начался период английского владычества на Шри-Ланке, продолжавшийся также полтора столетия   (а   точнее,   152   года).   Лишь   в   1948   г.   Шри-Ланка перестала быть колонией Англии, получив статус доминиона, и только с 1972 г. стала независимой республикой. В течение всех трех периодов европейской колонизации   острова   оплотом   борьбы   за   независимость   было Кандийское   царство,   занимавшее   центральные   горные; районы острова — Кандийское нагорье.

 

Как государство! оно   обрело   свою   силу,   стало   оплотом   национальной! культуры именно в период борьбы сначала с португальскими и голландскими, а потом и с английскими колонизаторами. Первым его правителем и основателем царской династии считается Вимала Дхарма Сурья (1591—1604), л последним — Шри Вихрама Раджасингха (1798—1815). В 1815 г., воспользовавшись смутами в этом государстве, английский губернатор острова ввел туда свои войска, последний царь был низложен и выслан вместе со своими родственниками в Индию, а Кандийское государство вошло в состав колониальных владений на острове на правах самостоятельной провинции. Отныне ею правил чиновник английской администрации, подчинявшийся губернатору острова.

 

Все эти события политической истории в той или иной степени отражались на судьбе реликвии. Колониальные власти всех трех стран по-разному относились к ней. Наиболее воинственным неприятием всего, что связано с национальной культурой, традициями и религией сингалов, отличались португальцы, и прежде всего католическая церковь Португалии. В захваченных португальцами районах острова по ее активному настоянию разрушались буддийские и индуистские храмы, а то, что от них оставалось, шло в качестве стройматериалов на постройку католических монастырей, храмов и миссий. При них открывались миссионерские школы, занимавшиеся активной христианизацией населения. Последняя сопровождалась обычной в таких случаях политикой предоставления разных льгот неофитам (земель, успешного продвижения по административной лестнице в аппарате колониальной службы и т. д.), что не могло не принести соответствующие результаты: количество католиков к концу португальского периода колонизации Шри-Ланки на одном только полуострове Джафна насчитывало свыше 50 тысяч человек, а действующих храмов— 150.

 

Сохранение    сингальским    населением    Кандийского плато своей политической и культурной независимости раздражало не только португальскую администрацию, но и католическую церковь. Зуб Будды и праздники в его честь были не просто конкурентами, но, если можно так выразиться, «личными врагами» португальского католицизма на Шри-Ланке. И вот в 1560 г. военный гарнизон португальцев в период очередного обострения отношений с местным населением захватил полуостров Джафна и одноименное государство тамилов на его территории и завладел там какой-то буддийской святыней, именуемой Зубом Будды.

 

Далее о судьбе захваченной реликвии известно следующее. Она была привезена в Гоа и вручена португальскому вице-королю Индии Константину Браганцкому. Правитель государства Пегу в Южной Бирме, буддист, ревностный защитник и покровитель всех буддийских' святынь, обратился к вице-королю с предложением отдать эту святыню за большой выкуп. В дело вмешалась португальская католическая церковь, она запретила даже говорить о выкупе и провела демонстративную акцию истолчения в порошок и публичного сожжения захваченного зуба. Факт этот зафиксирован многими очевидцами и сомнению не подлежит.

 

Однако неясно, что именно захватили и сожгли португальцы — Зуб Будды из Канди или какую-то искусную подделку под него, сфабрикованную правителем Кандийского царства, чтобы отвлечь внимание завоевателей от подлинной святыни. Кроме того, маловероятен факт, чтобы сингальская святыня вдруг оказалась во владениях тамилов, относительно малочисленных переселенцев из Южной Индии, к тому же индуистов по вероисповеданию, проживавших тогда, как, впрочем, и ныне, на полуострове Джафна. Во всяком случае, хроники и легенды Шри-Ланки утверждают, что незадолго до захвата города Канди португальцами Зуб был вывезен и спрятан в тайнике в местности Дельгамува. После освобождения города от завоевателей и восстановления независимого Кандийского государства его правитель Дхарма Сурья торжественно перенес реликвию из тайника в новый храм, построенный специально по этому случаю и получивший название Далада Малигава.

 

Жители Шри-Ланки убеждены, что их реликвия подлинная, что португальцы либо сожгли какую-то фальшивку, намеренно выдав ее за Зуб Будды, чтобы тем самым унизить сингалов, почитающих эту святыню, либо были введены кем-то в заблуждение относительно подлинности попавшего к ним предмета. Как всегда, истину в таких случаях установить невозможно. Каждая сторона придерживается своей версии и в соответствии с нею излагает «официальную историю» Зуба.

 

Любопытно добавить к этому сообщение И. П. Минаева о том, что очевидцы, видевшие собственными глазами Зуб Будды, утверждают, что он вообще мало похож на чей-либо зуб. Его размеры — 2 вершка в длину, 1 вершок в ширину (вершок равен 4,4 сантиметра). Конечно, это многовато для зуба, но сингальские буддисты решают это противоречие довольно просто: будучи выдающейся во всех отношениях личностью, считают они, Будда должен был иметь и гигантский рост, соответственно и зубы у такого человека тоже должны были быть огромными.

 

В конце XVII и в течение XVIII в. праздники в честь Зуба не устраивались, что было связано с феодальными войнами на острове и с упадком всей культурной жизни. Однако в 1775 г. они возобновились, и, как сообщают хроники, произошло это по следующей причине. В то время правил царь Кирти Шри Раджасингх. В Канди приехала группа буддийских монахов из Сиама (Таиланда), представлявших то же религиозное направление, которого придерживались и буддисты Шри-Ланки, а именно хинаяну. Сиамские монахи неодобрительно отнеслись к забвению культовых мистерий в честь самой значительной реликвии буддизма, по сути дела, единственной общебуддийской реликвии, которую признают буддисты всего мира, независимо от их идейных и культовых разногласий.

 

Так с последней четверти XVIII в. был восстановлен праздник в честь Зуба Будды, который царскою волею оказался включенным в цикл, состоящий из пяти праздников. Главное место среди них отводилось торжествам (перахяре) в честь Зуба Будды, по имени которого и весь цикл стал называться Далада перахяра, или Канди эсала перахяра.   В  таком  виде  почти  без  изменений  лишь  с рядом нововведений, характерных для нашего времени (например, присутствие многочисленных иностранных туристов), этот праздник сохраняется и сейчас.

 

Усилиями ученых разных стран (Р. Нокс, Г. Кодрингтон, И. П. Минаев, Де Сильва, Н. Г. Краснодембская) были выявлены и исследованы составные элементы Кандийской перахяры, прослежены напластования разных исторических эпох, каждая из которых внесла свою лепту в облик и суть этого праздника.

 


Оглавление  1  2  3  4  5


  

На главную