На главную

 


«Святые реликвии» - миф и действительность


С.А. Арутюнов, Н.Л. Жуковская

 

Глава 1: ШАХ ХУСЕЙН, ВАХ ХУСЕЙН!

 

Возникновение ислама в Западной Аравии было связано с разложением патриархально-общинного строя и образованием классового общества. Этот процесс вызвал большие перемены в жизни и мироощущении как оседлых, так и кочевых арабов. Разложение родовой общины привело к имущественному неравенству, выделению племенной аристократии и бедняков, находившихся в зависимости от нее. Люди чувствовали недовольство, в воздухе витала идея единого и всемогущего бога, который воздаст каждому по заслугам, хотя бы в потустороннем мире. Кроме того, возникновению объединений арабских племен, вызванному противодействием агрессивным намерениям соседних Ирана и Византии, пытавшихся установить свой контроль над Аравией, предшествовала деятельность проповедников, выступавших в роли пророков и прорицателей и широко использовавших религиозные мотивы.

 

Общественные перемены, находившие выражение в стремлении арабов к объединению, в области религии проявились в усилении тенденции к централизации их древних культов, в потребности в единобожной религии, которая   могла   бы   оправдать   подобное   объединение.

 

После смерти Мухаммеда в 632 г. его дела продолжили халифы. Первый халиф Абу Бекр, ближайший сподвижник пророка, отец его жены Айши, завершил завоевание Аравийского полуострова и успел начать военные действия против Ирана и Византии, но в 634 г. умер. Сменивший его Омар, получив власть по завещанию от Абу Бекра, начал изгонять из Аравии всех немусульман и пал от руки одного из них в 644 г. Следующий халиф Осман был выходцем из рода Омейядов, отстаивавших право на власть для представителей доисламской знати Мекки. Его правление не устраивало уже многих: и толкователей Корана, потому что Осман пытался унифицировать его текст, и судей, поскольку судопроизводством стали ведать халиф и его наместники, и тем более открытых противников рода Омейядов, недовольных тем, что халиф предоставлял большие льготы родне, а себе построил роскошный дворец. Вспыхнуло восстание, и толпа мятежников растерзала Османа в его собственном доме. Принявший власть из рук убийц Османа в 656 г., четвертый «праведный» халиф Али через пять лет тоже был убит.

 

Не прошло еще и трех десятков лет, как учение Мухаммеда разделилось на два потока — шиизм и суннизм, которым суждено было стать основными непримиримыми направлениями в исламе. Сами термины возникли позже, чем течения: шиизм от слова «ши'а» (партия, сторонники), суннизм — от слова «сунна» (поведение, пример), то есть те, кто следуют правилам, установленным пророком. К первому направлению отошли сторонники Али, считавшие, что главой общины (а следовательно, и государства) и наследниками миссии Мухаммеда могут быть только его прямые потомки, то есть дети, внуки, правнуки Али. Вторые — сторонники омейядов — полагали, что следование «примеру» пророка важнее родства с ним. Эти расхождения породили массу других, догматических и культовых, в каждом из течений появились собственные мученики, святые и связанные с ними реликвии.

 

Однако вернемся к Хусейну. День его смерти стал днем рождения реликвии под названием «голова Хусейна». Каких только чудес не приписывали ей средневековые арабские богословы: она-де писала невидимой рукой угрожающие изречения на стенах мечети, источала аромат благовоний, распевала речитативом суры Корана, излучала сияние то в виде нимба, то в виде светового столба и даже обращала христиан в ислам. Шиитская традиция утверждает, что голова Хусейна была отправлена в Дамаск халифу Язиду. В этом факте нет ничего невероятного. Во всяком случае, в средние века на Ближнем Востоке с головами врагов частенько поступали подобным образом. Можно считать, что именно так начала свое «самостоятельное существование» и голова Хусейна '. Известно также, что долгое время существовали две головы Хусейна. Одна хранилась в Дамаске, другая — в Каире. Обе были заперты в ларцы-саркофаги, обе, разумеется, считались подлинными, над обеими были воздвигнуты мечети. Мечеть в Каире не сохранилась, где теперь каирская голова, неизвестно. Мечеть в Дамаске существует до сих пор и по-прежнему считается хранилищем головы Хусейна.

 

Которая же из голов была подлинной? (И сохранилась ли вообще подлинная голова Хусейна?) Вряд ли можно однозначно ответить на этот вопрос. Существуют две взаимоисключающие версии. По одной, голова Хусейна хранилась в специальном мавзолее в г. Аскалон на побережье Средиземного моря, откуда в 1153—1154 гг. перед сдачей города крестоносцам ее вывезли и доставили в Каир. Там и воздвигли в ее честь мечеть. Версия вторая утверждает, что в период правления в Египте династии Фатимидов во время одного из их набегов на Дамаск Фатимиды захватили и вывезли в основанный ими город Каир (Ал-Кахир, что значит «Победоносный») шиитскую святыню — голову Хусейна. Все остальное — сюжет для детектива. Либо Дамаск сумел ее вернуть назад, либо соорудил ее копию. Хотя возможно, что копия была как раз в Каире. С падением государства Фатимидов в 1171 г. египетский след головы теряется. «Энциклопедия ислама», ссылаясь на средневековые арабские источники, называет даже не две, а целых семь точек, которые считаются местом погребения головы Хусейна: кроме уже названных Дамаска и Каира это Кербела, Неджеф, Медина, Куфа и Ракка (местность в Ираке). Мы думаем, что это тот самый случай, когда истину установить невозможно.

 


1  2  3  4  5  6  7  8


  

На главную