Нужно покупать. Предлагается продажа фронтальных погрузчиков со скидками. | Нужно покупать. Предлагается продажа фронтальных погрузчиков со скидками.

 

Вся библиотека >>>

Оглавление книги >>>

 


Коллекция рефератов

Искусство и культура


Боги Египта

 

С появлением на земле живого существа, наделенного разумом, наша планета переходит в новую стадию своей истории, образуя неравновесную развивающуюся систему «человек — природа». Здесь наблюдается яркая взаимосвязь этой системы и с мифологическим мышлением древнего человека, и с формированием более конкретизированных способов понимания мира. Первоначальная мифология создана древними пародами и является тем образным языком, который на примитивном уровне пояснял людям явления природы. Все материальное, видимое в природе принималось "за видимый образ божества: небо, солнце, звезды, земля, горы, вулканы, реки, деревья, растения — все это представляло собой различные божества, которые воспевались древними поэтами, образы которых ваялись скульпторами, запечатлевались художниками. Б системе «человек - природа» первичное начало представлено природой, поэтому она, в свою очередь, воздействуют на формирование культуры.

Египетская мифология очень близка к греческой. После покорения Египта Грецией завоеватели стали интересоваться историей и культурой этого государства, изучать верования египтян; они придали египетским мифам свою окраску и отождествили многих египетских богов с олимпийскими богами. «Па першинг божественного египетского пантеона,— Марнотт, известный французский египтолог, - восседает бог единый, бессмертный, иecuтворенный, невидимый и скрытый для обыкновенных смертных в глубине его сущности. Он — творец неба и земли, он сотворил все, что существует, и ничто не сотворено без него. Это бог, существующий исключительно для посвященных в таинство святилища*. Новейшие открытия египтологии подтвердили эти предположения. Но вне святилища бог принимает тысячу самых разнообразных образов, потому что его собственные атрибуты и воплощения являются для непосвященной толпы видимыми богами, которых искусство воспроизводит и как бы размножает в бесчисленных образах, разнообразных до бесконечности.

Все разнообразие форм, в которое облачают художники египетских богов, можно объяснить различными историческими изменениями в стране и религии. Египетская религия состояла из великого многообразия культов, которые подвергались в течение нескольких веков множественным изменениям. В свое время долину Нила заселяли народы всевозможных рас, каждая из которых внесла в религиозные верования отпечаток своего характера, ума.

Восточные страны—это великие основатели религиозных систем. Африка же является страной фетишизма (почитания материальных предметов), анимизма (веры в многочисленных душ и духов), магии (колдовства и суеверия), малы (сверхъестественных сил). Народы Центральной Африки, так называемая черная раса, всегда поклонялись хищным зверям, обитателям местных пустынь. Человек чувствовал себя намного слабее хищника, поэтому созданные им божества обладали тем, что недоставало человеку, — мощью, силой, проворством, ловкостью, хитростью и т, п. Впрочем, греки, склонные искать в своих мифах сходство с «чужими богами*, несколько иначе трактуют образы египетских богов. Вот один из примеров. Во время ожесточенной борьбы олимпийских богов с титанами многие боги, спасаясь от своих преследователей, вынуждены были бежать в Египет. Чтобы титаны не смогли узнать их, они принимали образы или формы животных. Египтяне, в свою очередь, принимали искаженные формы, заимствованные греческими богами, за действительные, И поклонялись этим изображениям. Греки, желая изобразить египетских богов, отняли у них животный (как им казалось, постыдный) характер, чем совершенно преобразили их образы.

Египетская религия, как и само царство", была, не чем иным, как собранием местных культов, а потому в ней прослеживается своеобразная перекличка — встречается повторение одних и тех же идей, воплощенных в различные типы с некоторыми вариациями. Египтяне поклонялись бесчисленному множеству богов, но среди них четко выделяется понятие о высшем и едином божестве, которое определенно выявляется, как бы его ни назвали. Верховное положение одного бога отчетливо выражено в формуле: «Ты (Лмон) один, который создал все, ты единственный, который сотворил живое, из глаз которого Появились люди, из уст которого произошли боги». Хотя в древнеегипетской религии несомненно присутствуют элементы «коллегиальности», особенно в поворотные моменты деятельности богов, когда они, например, единогласно решают истребить людей, или когда решают важный вопрос о присуждении Гору царского титула, или когда перед Владыкой вселенной — богом Ра — выступают со своими сонетами другие боги пантеона.

У древнего человека существовал очень ражныи критерий расположения богов по рангам и ступеням. В центре вселенной находится верховное божество, творец вселенной, демиург, далее следует деление на «старший» бог, «младший» бог, «великий?-, «невеликий» и т. п. Важными богами являлись Осирис, Исида — его сестра и супруга, Гор — их сын. Об этих богах сложены мифологические циклы, и эти мифы как бы являются символическим отображением борьбы солнца и мрака, света и тьмы.

В пересказанных греками египетских легендах объясняется множество эмблем и символов, часто встречающихся на памятниках египетского искусства. Рассмотрим одну из наиболее известных легенд.

Исида — богиня плодородия, воды и ветра, которая дала людям рожь и ячмень, символизирует женственность и семейную верность. Осирис — бог производительных сил природы, изобретатель земледельческих орудий, научил людей сеять и жать зерновые, сажать виноградники, выпекать хлеб и т. п., к тому же он ог.човал общество, вернее, организовал общественную жизнь, дал людям законы; кроме того, он царствует в загробном мире. Тифон (Сет), брат Осириса, — бог «чужих стран», олицетворяет бесплодность пустынь и злое начало. Гор (Хор), сын Исиды и Осириса, — бог Солнца, покровитель царской власти. Нефтида (Небетхет), сестра Осириса и Исиды, — ее сущность в египетской религиозной литературе осталась невыясненной. С египетского Небетхет переводится как «владычица дома», ее также принято считать покровительницей рожениц.

Пока Осирис странствует по Азии, занимаясь благодеяниями и завоевывая признание людей не грубой силой, а чарующей музыкой, коварный Тифон продумывает план убийства брата, желая царствовать вместо него. Все егз попытки осуществить свой план разбиваются о силу воли Исиды. У Тифо-на есть сообщница — царица эфиопов Азо. Пп возвращении да победоносного похода Осирис устраивает пир. Тифон, явив-шийся на пир, велел внести великолепный саркофаг, вызывающий восторженные похвалы пирующих. (Египтяне часто еще при жизни заказывали себе роскошные гробы.) Саркофаг заранее изготовлен по мерке брата и коварный Тифон объявляет, что подарит его тому, кто в нем свободно поместится. Желающих много, но никому он не подошел по росту. Наступила очередь Осириса. Как только он лег в саркофаг, Тифон и его сообщники тут же захлопывают крышку заливают се свинцом и бросают в Нил, откуда он по одному лз устьев реки попадает в море. Так погиб после двадцативосьмилетнего царствования Осирис. До Исиды доходит весть о гибели супруга; она облачается в траурные одежды и в сопровождении Нефтиды отправляется искать его тело. Саркофаг она находит в вересковом кустарнике близ Библа. По одной из версий мифа, Исида извлекла из тела погибшего мужа жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына — Гора. По другой версии Тифон не заточал брата в саркофаге, а разруби тело Осириса на четырнадцать частей и разбросал их по всем рукавам Нила. Исида собрала все части тела и погребла их и Абидосе,

Когда Гор вырос, он отомстил Тифону за смерть отца и добился признания себя как единственного наследника Осириса.

Согласно преданиям, Осирис, прежде чем стать богом, царствовал в Египте, и память о его благодеяниях стала олицетворением добрых дел, тогда как его убийце стал отождествлением зла. Эта же легенда имела и другое объяснение: Осирис есть заходящее солнце, убиваемое или поглощаемое темнотой-мраком, Исида — луна, абираюшая К хранящая до восхода солнца его лучи, Гор — восходящее солнце — своей местью за отца рассеивает темноту. Но если солнце есть видимое проявление Осириса, то добро есть его нравственное проявление; когда заходящее солнце умирает, оно шовь появляется на горизонте в образе Гора — сына и мстителя Осириса. Точно так же добро, погибающее от зла, вновь появляется уже торжествующим добром, но в виде зла, победившего зло. Осирис олицетворяет заходящее солнце, поэтому он царствует в подземном мире, творит суд над умершими, награждает праведников и карает грешников.

Древние египтяне разделяли все земное пространство на две части. Долина Нила., «добрая» земля, позэбающая для жизни людей, принадлежала добрым богам — Исиде и Осирису, тогда как бесплодная, жгучая пустыня, а также зловредные болота Нижнего Египта, подходящее местожительство для «недочеловеков» азиатов, кушитов и пр., — владения злого Тиф она. Земледельческие племена, населявшие долину Нила, поклонялись священному быку, символу земледелия Апису, а образе которого был воплощен Осирис. А кочующие племена пустыни, всегда презираемые оседлыми жителями городов, использовали для верховой езды осла, и осел — животное, посвященное Тифону. Губительные испарения оплот ЯЙЛЯКМ-ся творением злого духа, поэтому они воплощены в крокодиле, также посвященном Тифону, Гор не убил Тифона, поэтому зло продолжает существовать на земле, но значительно ослабленное, потерявшее первоначальную силу; тем самым Гор упрочил победу божественного закона над беспорядочными силами природы. Осирис часто изображался в виде мумии; его атрибуты — крюк или кнут, символ власти, эмблема Нила — крест с ушком наверху; это атрибут всех египетских богов, и исследователи древнеегипетской мифологии называют его ключом Нила. Иногда Осирис изображается с головою быка.

Исиду в греко-римском мире называли не иначе как «та, у которой тысяча имен». Исида, вероятно, большей частью олицетворяла небо — изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами на голове, — так как именно этот образ ассоциируется с более древней египетской богиней Хатор, олицетворявшей небесное пространство, по которому движется солнце, и изображавшейся в виде женщины с рогами и иногда ушами коровы. Отличительные признаки Исиды — диск, двойная корона, указывающая на владычество над Верхним и Нижним Египтом, и рога, па которые разгневанный Гор заменил корону матери за то, что та пощадила Тифона, приведенного к ней в оковах. Из-за того что богиня изображалась с головою коровы, греки отождествляли ее с нимфой Ио, превращенной Зевсом в корову.

На одной из древнейших статуй изображена Исида с головою коровы, кормящая грудью Гора. Считалось, что Исида покровительствует роженицам, облегчает роды и определяет судьбу новорожденных царей. В честь этой богини устраивались празднества, известные как таинства Исиды, в них принимали участие только жрецы и посвященные.

Гор — борец с врагами солнца, чаще изображался в виде сокола или человека с головой сокола.

Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Фараоны в Египте считались «служителями Гора», его преемниками власти. Считалось, что Гор охраняет своими крыльями фараонов, это хорошо показано на статуе фараона Хефрена, на затылке которого сидит сокол, прикрывающий голову правителя крыльями.

Древнеегипетские легенды устно передавались из поколения в поколение, но только благодаря грекам, записавшим :>ти легенды, они дошли и до нас. Так как греки старались объяснить происхождение египетских богов, то у них постоянно ведется перекличка с греческими богами. Так, Тифон, временно побеждающий Осириса, воспринимается греками как великан Тнфсн, временно победивший Зевса. В греческом изложении Осирис и Исида — дети бога Солнца Ра, В наказание за измену разгневанный Ра объявил супруге, что у нее не могут родиться дети ни в какой день в году (в то время календарный год состоял из 360 дней). Гермес, виновник создавшейся истории, чтобы исправить ситуацию, пустился на хитрость; предложил Луне сыграть с ним в кости. Выиграв у Луны семидесятую часть ее света, он сотворил из нее пять дней в году, в которые и родились пять основных египетских богов: Осирис, Исида, Тифон, Гор и Нефтида.

В изобразительном искусстве Осирис чаще показан з сценах похоронных церемоний или суда над умершими. Исида и Гор — в сценах бытовой жизни или связанных с земледелием. Нефтида часто изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове, се часто можно увидеть на саркофагах и ящиках для канон (алебастровых сосудов, куда помещались удаленные из тела перед мумификацией внутренние органы). В литературе же она обычно сопровождает Vkn-iy.

Осирис — основной бог Египта, поэтому его имя фигурирует почти по всех египетских мифах и аллегориях. Жизненный путь человека уподоблялся «пробегу» солнца, при этом закат солнца, уход его за горизонт, воспринимался египтянами как образ смерти. Душу усопшего Осирис должен был провести к жизни вечной, пройти вместе с нею через все испытания, которые назначены этой душе для очищения ее от греха. Осирис, сопровождая душу умершего в загробный мир, смягчал суровость привратников ада, боролся с чудовищами, населявшими загробный мир, а победив мрак с помощью вое-' ходящего солнца — Гора — восседал в страшном судилище смерти и открывал очистившейся душе врата вечного жилища. Восход солнца являлся символом второго рождения, жизни вечной. С эпохи Среднего царства каждый умерший египтянин отождествлялся с Осирисом, то есть умерший, подобно Осирису, оживет после смерти, поэтому но всех заупокойных текстах того времени перед именем усопшего стоит имя Осириса. Изображался Осирис обычно сидящим возле деревьев или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Подобно всему растительному миру, расцветающему каждый год, тело Осириса всегда окрашивали в зеленый цвет. Иногда изображали прорастающее сквозь гроб Осириса дерево, иногда пробивающиеся сквозь мумию Осириса ростки злаков, которые поливает жрец.

Осирис, по мнению египтян, часто перевоплощался в быка Аписа. Если в священных коровниках Мемфиса появлялся на свет теленок с особенными священными приметами, жрецы тут же объявляли о милостивом воплощении. Осириса, и повсюду это известие вызывало народную радость и веселье. Голова быка должна была быть черной с белым треугольником на лбу, а тело — белым корпусом с черными пятнами определенной формы. Если Апис умирал своею смертью до двадцати восьми лет (возраст Осириса), его торжественно и пышно хоронили в подземельях храма .Серапеума, развалины которого были недавно обнаружены. Если же Алис доживал до этого возраста, его  убивали.

Гор родился в самый короткий день в году, в тот день, когда цветет лотос, поэтому изображения Гора и лотоса часто встречаются как в скульптурных композициях, так и на барель ефах. Цветущий лотос — эмблема Нила и вечной жизни. Иногда Гор изображался в виде мальчика, сидящего на цветке лотоса, с поднесенным ко рту пальцем, поэтому считали, что это изображение бога молчания.

Богиня Нефтида, отождествляемая греками с Афродитой, — супруга и сестра Тифона. По Плутарху, от союза с Оси рисом у Нсфтиды родился сын Инну (сгинет.), Анубис (греч.), отождествляемый греками с Гермесом. Анубис  - покровитель мертвых, бог бальзамирования, изображался в виде человека с головой шакала или собаки. В некоторых мифах Анубиг вместе с Исидой ищет тело Осириса, охраняет его от врагов, бальзамирует, погребает. Па одной из фараопоаых гробниц в Фивах изображен Анубис, исполняющий погребальные обязанности. Он стоит подле ложа, на котором лежит мумия. Под ложем стоят четыре сосуда: у первого вместо крышки  - голо ва человека, у второго   - голова павиана, у третьего  - голова шакала и у четвертого — голова ястреба. Эти головы явля лись воплощением второстепенных божеств, которые долж ны были охранять внутренности умерших, помещенные в этих сосуды. Такое изображение довольно часто встречается на надгробных памятниках. Анубис отождествлялся у греков с Гермесом, который являлся проводником душ в мир мертвых Бог мудрости, счета и письма (опять же параллель с Гермесом) — 'Гот — с головою ибиса, олицетворял божественный разум, который сотворил всю Вселенную. Тот разогнал первобытный мрак, рассеивает невежество и дурные мысли. Ибис И павиан посвящены этому богу. Ибис — птица предвидящая будущее, появляющаяся в Египте перед разливом Нила. Кроме того, сна олицетворяет геометрию и see науки, основанные на ней: когда ибис поедает корм, его клюв и лапы образуют равнобедренный треугольник.

В обязанности Тота входило наблюдение за разливом Нила, так как от уровня воды в реке зависел урожай и обеспеченность египтян запасами еды. На одном из барельефов в Храме Фил изображен Тот с голоною ибиса, держащий в одной руке зубчатую линейку — символ разлива Нила, а в другой — тростник, которым собирается отметить уровень подъема воды. Иногда Тот изображался в образе павиана, пишущего Hi табличках.

Египтяне верили в бессмертие души. Благодаря этой доктрине в Египте установились своеобразные похоронные обряды, сложились эмблемы, изображавшиеся на надгробьях, возводились пирамиды, установились основные виды искусства, его стилистические особенности. Главным критерием считалась строгая система композиционных и иконографических правил, названных «канонами». В древнеегипетском искусстве каноны не менялись на протяжении многих столетий. Пирамиды и храмы сооружались не как архитектурные изыски, а как усыпальницы. В гробницах помещались портретные статуи в качестве нетленных двойников покойных, убежищ для их бессмертных душ. Внутренние стены гробниц обильно украшались росписями и рельефами, сюжеты которых повествовали о подвигах умершего. Бея доктрина о бессмертии души ясно изложена в египетском похоронном требнике. Эта свя-шениая книга, состоящая из молитв, гимнов и похоронных обрядов, укладывалась в гроб каждому умершему. Вторая глава этой книги была посвящена жизни, начинающейся после смерти, а сорок четвертая — бессмертию новой жизни. Бессмертие было обещано тем душам, которых Осирис признал праведными. Души праведников должны были вернуться в телесную оболочку и обрести вечную жизнь. Души же грешных подвергались вторичной смерти, за которой следовало небытие. «Чтобы душа могла вновь соединиться со своим телом», был введен обычай бальзамирования.

Бог Тот всегда присутствовал в сценах суда над душами, поэтому его изображение довольно часто встречается на надгробных памятниках. Ои часто изображался с богиней-львицей Пахт - «обладательницей зорких глаз и острых когтей». Пахт — богиня правосудия, поэтому для грешников она принимала образ злобной львицы, для праведников — ласковой кошки. Луша умершего представала перед судьями, помощниками Осириса, ее допрашивали, а сердце умершего взвешивали на весах, уравновешенных истиной. Бог Тот записывал «данные», вес добра и зла, а Осирис выносил приговор.

Душа грешника могла получить наказание в виде воплощения его в тело какого-нибудь нечистого животного, например свиньи. Священная лодка отвозила нечистое животное на землю, в обитель живых. Со смертью этого животного душа была предана небытию, согласно первой жизни человека на земле.

Хотя нам и известны главные египетские боги, но до этого два основных города, Мемфис и Фивы, бывшие столицами двух отдельных царств, имели своих богов. Богом города Мемфис был Птах. Он, как правило, изображался в виде мумии, в плотно облегающем одеянии, с обритой головой. Птах — творец мира, создавший первых восемь оогс.!;, мир и все, что населяет этот мир, а также ремесла и искусства. Птах есть именно то божество, которое снабдило бога Ра, сотворившего Вселенную, всеми элементами, которые нужны были для сотворения мира. Птах часто изображался попирающим ногами крокодила, символ мрака, со скарабеем (нав'кшым жуком) на голове — символом воскресения.

Покровителем Фив являлся Амои — бог-творец, создатель всего сущего, заставляющий природу ежегодно возрождаться. Священное животное Амона — баран, поэтому к храмам в Фивах, посвященных Амону, вели дорожки, по обе стороны украшенные бараньими головами. Изображался бог в виде человека в красной короне с двумя высэкими черными перьями и солнечным диском, реже — с гологюй барана. Греки отождествляли Амона с Юпитером. Амон, с приобретением всееткпетского значения, отождествляется с богом солнца Ра — Амон-Ра. Его супруга, богиня Мут, считалась царицей неба и владычицей ночи, она же была матерью восходящего солнца. Мут всегда изображалась с двойной короной — эмблемой господства над Верхним и Нижним Египтом. Священное животное Мут — корова. Имя Мут писалось иерог/ифом коршуна, который читался «мут?, поэтому, наверное, отличительным признаком богини был ястреб, символ материнства (древние египтяне полагали, что все ястребы — самки).

Видимым воплощением Амона считался Нил, которому Египет обязан был своим плодородием. В таких случаях Амона называли Амон-Кил или Кнуфис. На барельефе храма Ден-деры Амон-Нил изображен с бараньей голоппй, украшенной перьями, крылья его распущены, в одной руке - ключ Нила, п другой — парусное судно. Это божество управляло разливом реки. Часто Амона изображали в синих тона) (цвет воды), с бараньей головой, иногда с козлиными рогами, символом размножения; на голове диск с солнечными лугами; в руке ои держит символ Нила и жезл милостивых и добрых богов. За ним сидит его супруга, окрашенная в красный цвет, на голове у пес рога, а в руках — жезл с цветком лотоса и ключ Нила.

С Амоном связано обожествление фараонов — «сынов бога». Считалось, что фараон рождается от связи Амона с царицей-матерью, к которой биг является в виде ее мужа. Поэтому Амон и фараоны едкные владыки мира, его правители. Александр Великий, прекрасно изучивши. Ч обычаи египтян, понял, что для приобретения популярности и упрочения своей власти над Египтом ои должен стать ^сыном бога, сыном солнца». Поэтому он отправился в оазис .Амона, где находился главный храм, и оракул провозгласил его сыном Амона, или солнца. С тех пор египтяне повиновались ему беспрекословно. Потомки Птолемея следовали его при.перу, получали почетный титул «сына солнца» от жреца в храме Амона.

Из древнейшего Карнакского храма Лиона во время празднества, посиященного этому божеству, вп:емъдесят жрецов выносили на золотой барке статую AMOFH, украшенную изумрудами и другими драгоценными камнями. Воплощенное в статуе божество в этот день изрекало свою волю, решало спорные дела, пророчествовало. По Плутарху, древние египтяне, в отличие от греков, у которых божества передвигались посредством колесниц, считали, что солнце и луна передвигаются только в лодках, плавая вокруг земли. Небольшие копии лодок божеств делались из ценнейших пород дерева, из слоновой когти или из золота и серебра, все они походили друг тта друга, отличались лишь эмблемами и атрибутами.

Почти каждому египетскому богу было посвящено какое-нибудь животное, каждое имело индивидуальные формы и собственные эмблемы и атрибуты. Боги Египта, будь они в виде мужчин, женщин или мифических полулюдей, внесли свою лепту в создание мира и, в свою очередь, составили ясную картину развития древнеегипетской мифологии, религии, культуры. Они, счастливые и несчастные, преступники и жертвы, мудрые и несправедливые, составили мифы и легенды, объясняющие нам основные явления природы.

Мифология — интереснейшая наука, позволяющая понять не только психологию наших предков, но и их образ мыслей. Мифология язляется тем единственным проводником в прошлое, которое мы постоянно ощущаем в сегодняшнем логичном, трезвомыслящем, научном мире.

  

Следующая страница >>>