Вся библиотека >>>

Оглавление книги >>>

 


Коллекция рефератов

Искусство и культура


Магия. Отражение магии в монотеистических религиях на примере христианства

 

Магия в христианском культе

 

Христианские обряды включают в себя элементы обрядов и ритуалов других религий, предшествовавших христианству ила же существовавших в ту же эпоху.

Христианство возникло как религиозный продукт социально-экономических, идеологических и политических отношений определенной исторической эпохи. Изначально христианство выступало как религия рабов, вольноотпущенников, бедняков и бесправных, проповедовало грядущее избавление от рабства и нищеты и искало этого избавления в райском небожительстве.

В соответствии с основными принципами своего вероучения христианство переработало материал, заимствованный из других религий, и придало ему новый символический смысл и значение. Так, всем древним религиям были присущи представления о том, что оскорбленных людьми богов можно умилостивить жертвоприношениями. Е христианстве же эти представления приобрели единую и неизменную форму: одна великая добровольная жертва, принесенная посредником, раз и навсегда искупила грехи всех людей, т. е. Иисус Христос -образ земного страдальца, который своей смертью искупил все грехи человечества.

Христианский культ представляет собой совокупность иллюзорно-практических действий (обряды, таинства, богослужения, посты, молитвы и т. д.), с помощью которых верующие надеются достичь контакта со сверхъестественной, силой Наиболее очевидную связь с древнейшими верованиями и культами имеют христианские таинства.

Христианские таинства мало чем обличаются но своей форме от первобытных магических церемоний. Конечно, смысл it значение, которые вкладывал в свои обряды первобытный колдун и которые придает своим действиям христианский cctf: щенник, различны. Но материал, из которого складывалась в первобытные времена и складывается сегодня церемония магического ритуала и христианского таинства, техника их исполнения, по существу одинаковы.

В основе всех христианских таинств лежит рер& в божественную благодать. Представление о благодати как силе, сообщающей человеку особые чудодейственные божественные свойства, восходит к первобытным временам. Первобытные люди верили в существование какой-то таинственной силы, исходящей от духов, богов, людей, животных и далее неодушевленных предметов, которая мижет быть усвоена человеком при помощи определенных обрядовых действий. У мала-незийцев эта сила называлась «мана», у индейских племен ирокезов и алгонкинов — «оренда^ и «манту*. Считалось, что в наибольшей степени этой силой обладают колдуны и вожди племен. Чтобы воспринять ее, надо было совершить специальные магические церемонии.

. В Древнем мире язычники совершали различные мистерии (тайные обряды), с помощью которых можно было вступить в контакт с божествами и получить от них благодать, гарантирующую вечное загробное блаженство.

Особенно популярны стали мистерии незадолго до возникновения христианства. В Риме, Греции, а особенно в Малой Азии, Сирии и Египте язычники совершали всевозможные окуривания, омовения, очищения, жертвоприношения и другие колдовские действия в надежде «очиститься* и таким образом вступить в общение с божеством и самим стать божественными.

Христианская церковь включила многие языческие церемонии в свой культ, переделав их на свой лад. Хотя сход-гтво христианских таинств с языческими обрядами всегда объяснялось отцами церкви как происки дьявола.

Первоначально христиане заимствовали из магических церемоний и языческих мистерий древности два таинства -причащение и крещение. Затем возникли и другие — миропомазание, елеосвящение, исповедь, церковный брак и священство.

  

Следующая страница >>>