Вся библиотека >>>

Оглавление книги >>>

 


Коллекция рефератов

Искусство и культура


Магия. Отражение магии в монотеистических религиях на примере христианства

 

Причины возникновения магии

 

Считается, что современное общество переживает ренессанс оккультизма и первобытного колдовства. Чародейство, чернокнижие, колдовство, оккультизм - эти слова ныне не сходят со страниц журналов и газет.

Существуют различные определения .магии, но наиболее полным асе же является то, которое дано в Большой Советской Энциклопедии: «Магия — это обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов». Все неизменно отмечают главную особенность магии; в ее основе всегда лежит вера в сверхъестественные силы и в способность человека с помощью этих сил контролировать окружающий мир.

Магическое действие, как правило, состоит из основных элементов:

материальный предмет (вещество), то есть инструмент;

словесное заклинание — просьба или требование, с которым обращаются к сверхъестественным силам;

определенные действия и движения без слов - сам обряд.

Время возникновения магии ученые относят к эпохе каменного века, то есть к периоду первобытного общества. Имеются данные, что магические обряды и верования существо вали уже у неандертальцев, живших 80—50 тысяч лет назад. Речь идет о захоронениях (складах) медвежьих костей в мустьсреких пещерах Драхенлох (Швейцария), Петерсхеле (Германия), Регурду (Франция), которые рассматриваются как свидетельства охотничьих обрядов (пещерные медведи в то время были одним из главных объектов охоты людей). Некоторые ученые считают что первобытные люди, сохраняя медвежьи черепа и кости, надеялись, что это даст возможность убитым животным вернуться к жизни и тем: самым племя обеспечит себя едой в будущем. По крайней мерс у некоторых племен, сохранившихся до конца XIX в. и ведущих первобытный образ жизни имелись аналогичные захоронения костей, и именно такое обрядовое объяснение давалось их жителями.

Что касается обнаруженных в XIX-XX ов. памятников верхпепалеолнтического периода (40—10 тыс. лет тому назад), то они. и с этим согласны практически все ученые, свидетсль-стоуют о наличии у первобытного человека уже развитых магических представлений и обрядов. В 1879 г в Пиренейских горах (Испания; была открыта глубокая пещера, названная Альтамирой. На стенах и потолке этой пещеры рукой и.рвобытного художника были изображены кабаны, зубры, олеь>. и другие виды животных, на которых охотилось сто племя, В открытой уже во Франции пещере Мотеспан были обнаружены ос гатки трех скульптур, изображавших пещерных львов. На шее и груди одной из уцелевших скульптур были отчетливо видны сходы от дротиков и копий, которые бросали первобытные люди a jry фигуру. Другие же две скульптуры были полностью разбить:, так как в них охотники попадали слишком часто.

Наибольшей известностью среди подобных находок (на сегодняшний день их насчитывается более 100) пользуется открытая в 1940 г. знаменитая пещера Ляско. Свою известность эта пещера получила из-за богатства и обилия настенных рисунков. Большая часть этих рисунков, а некоторые из ких отличаются поистине невероятными размерами, прекрасно сохранилась до наших дней. Во всех залах пещеры, в переходах между ними, на стене и потолке первобытные художники изобразили в различных позах тех животны-с, которых они видели вокруг себн: оленей, медведей, кабаноз и т. д. Все рисунки разноцветные, с использованием красной, желтой и черной красок. Рисунков так много, что местами сии накладываются друг на друга. На телах животных и рядо\; с ними видны насечки, символизирующие полет дротика и ранение зверя На многих рисунках остались следы от метания в них настоя щих копий и дротиков.

Невольно возникают вопросы: зачем первобытные люди иногда рисовали животных в столь неудобных, часто труднодоступных и плохо освещенных местах пещера? Зачем после нанесения рисунков они разрушали их копьями и дротиками? Ответить на эти вопросы помогают этнографические наблюдения, проведенные в XIX—XX вв. над сохранившими первобытный уклад жизни племенами. Например, австралийские аборигены перед началом охоты исполняли специальный обряд' рисовали на песке фигуру кенгуру и во время ритуального танца ионзали в изображение животного свои боевые копья При этом они полагали, что попав в рисунок, попадут и в само животное во время охоты. Вероятнее всего, чти так же полагал и первобытный человек. Здесь как нельзя кстати приходят на ум слова К. Маркса о фетишизме: «Распаленная вожделением фантазия создает у фетишиста илдюзп:о, будто «бесчувственная вещь* может изменить свои свойства для того только, чтобы удовлетворить его прихоть» Аналогичная иллюзия создазалась и у первобытных участников магического ритуала, символизирующего смерть и убийство животного.

«Распаленная фантазия» исполнителей ритуала превращала имитацию охоты в саму охоту, а ритуально-магическое «убийство» животного в реальное убийство зверя.

Вообще же веру первобытных людей в магию следует искать в материальных и общественных условиях жизни. Первобытное состояние человечества иногда представляется безмятежным, когда люди как баловни природы получали от нее в аиде даров все необходимое для жизни. Но о трудностях первобытных людей, о суровых, чаще трагических условиях их жизни красноречиво говорят следующие цифры: почти 50% неандертальцев не доживали до своего двадцатилетия, У кроманьонца средняя продолжительность жизни не превышала 29 лет. В наиболее тяжелом положении сказывались женщины и дети: 38% неандертальцев умирало, us достигнув и 11 лет, почти никто из женщин не доживал до 25 лет. У питекантропов и синантропов смертность была еще выше: 68% синантропов не доживали и до 14 лет

Эти данные были гголучены учеными при изучении костных останков первобытных людей. Высокий уровень смертности обычно был результатом частого голода, смертельных ранений, полученных в ходе охоты на крупных животных, скудости первобытной техники. У людей той эпохи были лишь простейшие орудия труда, сделанные из камня, кости, дерева. Они были груби и несовершенны. Средства к существованию древнейшие люди добывали охотой, рыбной ловлей, собпра тельством. Однако первобытный охотник, несмотря на все свое искусство, часто оставался без добычи, а растительную пищу можно -было добывать лишь в определенные месяцы года.

Вся деятельность первобытных людей заключалась в том, чтобы обеспечить себя и своих близких средствами к существованию. Нередко их старания не приносили результатов, поэтому неудачи вызывали сомнения о своих силах, неуверенность в будущем. Отсутствие реальных средств, гарантирующих надежные и постоянные результаты, и явилоеь основной причиной того, что человек каменного века обратился к поискам иррациональных средств практического воздействия на природу. Подобными средствами и явились магические ритуалы и обряды.

Так экономическая неразвитость, слабость первобытного человечества, выразившаяся а практическом бессилии человека перед природой, и явилась тем социальным фоном, на котором выросла вера а магию.

Вполне возможно, что выполнение какого-либо действия по случайному совпадению давало желаемый результат. Отсюда возникло убеждение, что посредством исполнения данного действия человек вступает с контакт со сверхъестественной силой. Позже на магические обряды стали возлагаться надежды как на защиту от природных стихий, злых существ и сил, на действенное средство в достижении той или иной практической цели, которой невозможно достичь, используя реальные приемы is средства. У каждого рода, племени, абщдаты создавались своп, относящиеся только к их кругу, формы кол довства, I! результате чего появилось бесчисленное множество магических ритуалов и обрядов. Ученые описали и систематизировали тысячи колдовских ритуалов и верований, бы-говавшнх у разных пародов в разные времена.

  

Следующая страница >>>