На главную

Оглавление

 


«Великие пророки о России»


Глава 4     БЛИЖЕ К НАШИМ ВРЕМЕНАМ

 

«...Пока бережется память, хотя бы одним человеком, остается и надежда... Идите и думайте о будущем, о вашей жизни. Надо пережить ночь и не разбиться в потемках, вытащить крест, а помощь придет...

пусть вас ведет надежда...»

Михаил Щукин. Морок

ПРОЗОРЛИВЫЕ СТАРЦЫ

 

Известный историк-философ Василий Розанов в своей работе «По тихим обителям» пишет _ «Известно, что с принесением Евангелия прекратились и пророки. «Где пророки? где пророчество?» Таинственно, и можно указать вопрошающим, что пророчество, только глубоко изменив колорит, переменив белый цвет Ш черный (монашество — «черное» духовенство), не угасло бесследно, а вот выявилось с другой и неожиданной стороны — в монашестве. «Кто пророк Нового Завета?» — на вопрос этот и можно ответить: «Вот Серафим! вот Амвросий! вот старица Мария! Но они не гремят! не обличают! не угрожают!» Но это уже совсем другой вопрос: они воодушевлены, как древние пророки (по-еврейски «пророк» — «наби» — значит «вдохновенный», «одушевленный»), но самый предмет и тема их воодушевления действительно совершенно другие, до известной степени противоположные библейским».

 

О прозорливых старцах, пришедших на смену библейским пророкам, можно подробно прочитать у Достоевского в его романе «Братья Карамазовы»:

 

«Старцы и старчество появились у нас, во нашим русским монастырям, весьма лишь недавно, даже нет и ста лет, тогда как на всем православном Востоке, особенно на Синае и на Афоне, существуют далеко уже за тысячу лет. Утверждают, что существовало старчество и у нас на Руси во времена древнейшие или непременно должно было существовать, но вследствие бедствий России, татарщины, смут, перерыва прежних сношений с Востоком после покорения Константинополя установление это забылось у нас, и старцы пересеклись. Возрождено же оно у нас опять с конца прошлого столетия одним из великих подвижников (как называют его) Паисием Величковским и учениками его, но и доселе, даже через сто почти лет, существует весьма еще не во многих монастырях и даже подвергалось иногда почти что гонениям, как неслыханное по России новшество. В особенности процветало оно у нас на Руси в одной знаменитой пустыни, Козельской Оптине...

 

Процвела она и прославилась на всю Россию именно из-за старцев, чтобы видеть и послушать которых стекались к ним богомольцы толпами со всей России из-за тысяч верст. Итак, что же такое старец?

 

Старец — это берущий вашу волю в свою душу и свою волю. Избрав старца, вы от своей воли отрешаетесь и отдаете ее ему в полное послушание, с полным самоотрешением... старчество одарено властью в известных случаях беспредельною и непостижимою. Вот почему во многих монастырях старчество у нас встречено было почти гонением. Между тем старцев тотчас же стали высоко уважать в народе. К старцам нашего монастыря стекалибь, например, и простолюдины, и самые знатные люди, с тем чтобы, повергаясь пред ними, исповедовать им свои сомнения, свои грехи, свои страдания, и испросить совета и наставления... это испытанное уже тысячелетиями орудие нравственного перерождения человека от рабства к свободе и к нравственному -совершенствованию...»

 

О старцах пишет и Михаил Меньшиков: «Все великие отшельники, подобно Будде, пройда аскетизм, — сообщает он, — оставляют его. Рожденные благородными, они без большого труда достигают состояния, когда плоть уже обуздана, когда приобретено навсегда ясное, блаженное господство духа... Как младенцы, не знающие ни плотской любви, ни опьянений, ни наркозов, нн пресыщенья, праведники чувствуют себя легко и ясно. Довольствуясь ничтожным, они достигают самого значительного. Как младенцы, они не замечают своего тела и погружены исключительно в работу духа. Кто знает, может быть, их святость есть уже новое, в этой жизни начавшееся младенчество, как бы второй расцвет за то же лето возраста. Но так как при этом они не теряют накопленного сознания, то их второе детство освещается всем опытом долгой жизни. Они и дети, н мудрецы вместе. Именно о таких сказано, что не доступно царство Божие». Люди, которым доступно царство Божие, — как мы знаем, пророки. Стало быть, Меньшиков раскрывает нам образ жизни пророка, его внутреннюю суть.

 

Достоевский в тех же «Братьях Карамазовых» рассказывает о старце Зосиме, жившем в постоянном ореоле силы и славы: «Про старца Зосиму говорили многие, что он, допуская к себе столь многие годы всех приходивших к нему исповедовать сердце свое и жаждавших от него совета и врачебного слова, до того много принял в душу свою откровений, сокрушений, сознаний, под конец приобрел прозорливость уже тонкую, что с первого взгляда на лицо незнакомого, приходившего к нему, мог угадывать: с чем тот пришел, чего тому нужно и даже какого рола мучение терзает его совесть, и удивлял, смущал почти пугал иногда пришедшего таким знанием тайны его, прежде чем тот молвил слово».

 

Пророкам, кроме их провидческого дара, всегда дается и сопровождающий их дар исцеления. Вспомним Иисуса Христа, ту же болгарскую провидицу Вангу, тех ясновидящих, которых мы в наши дни называем экстрасенсами. И лечат, исполненные Святого духа люди не только болезни тела, но и человеческую психику. Об этом рассказывает великий русский писатель:

 

«Но при этом Алеша почти всегда замечал, что многие, почти все входившие в первый раз к старцу на уединенную беседу, входили в страхе и беспокойстве, а выходили от него почти всегда светлыми и радостными, и самое мрачное лицо обращалось в счастливое... Он видел, как многие из приходивших с больными детьми или взрослыми родственниками и моливших, чтобы старец возложил на них руки и прочитал над ними молитву, возвращались вскорости, а иные так и на другой же день обратно и, падая со слезами перед старцем, благодарили за исцеление их больных.

 

...Особенно же дрожало у него сердце, и весь как бы сиял он, когда старец выходил к толпе ожидавших его выхода у врат скита богомольцев из простого народа, нарочно, чтобы видеть старца и благословиться у него, стекавшегося со всей России. Они повергались перед ним, плакали, целовали ноги его, целовали землю, на которой он стоит, вопили, бабы протягивали к нему детей своих, подводили больных кликуш. Старец говорил с ними, читал над ними краткую молитву, благословлял и отпускал их...

 

Часто такие старцы еще при жизни обретали славу святых».

 

По мнению Достоевского, именно святость есть спасение и надежда на лучшее будущее: «...он свят, в его сердце тайна обновления для всех, та мощь, которая установит, наконец, правду на земле, и будут все святы, и будут любить друг друга, я не будет ни богатых, ни бедных, ни возвышающихся, ни униженных, а будут все как дети Божий, и наступит настоящее царство Христово...»

 

Как людям Божьим, достигшим совершенства, таким старцам провидение открывало своя двери. К провидцам причисляют Серафима Саровского. 

 

 

 

На главную

Оглавление