На главную

 

  

Паола Утевская. Слов драгоценные клады: Рассказы о письменности

  

НА НАШЕЙ ЗЕМЛЕ

 

   Башкирия...  Край,  известный  подземными  богатствами,  край  нефти  и

химических комбинатов.  В  башкирской земле хранится и еще одно сокровище:

росписи Каповой пещеры. Ее древнее название -- Шульган-Таш.

   Эту пещеру ученые знают давно.  Первые исследователи побывали здесь еще

в  XVIII  веке.  "Сей  грот  весьма удивителен и  походил на  баснословное

царство мертвых,  -- писал в 1770 году русский путешественник и натуралист

И.  И.  Лепехин,  --  каплющая вода издавала особливо тихий и  жалостливый

звук.  Стены грота, переменяя белый цвет с черным, преумножали пасмурность

сего подземельного места..."

   В  Капову пещеру частенько наведываются туристы. Вход в нее -- не узкая

щель,  как  у  большинства Кантабрийско-Аквитанских пещер. Огромная, сорок

метров высоты, арка поражает взор. Кажется, возвели ее сказочные великаны.

   Если верить легендам,  великаны умели охранять свои сокровища.  До 1959

года никто не знал, какой клад спрятан на втором этаже Каповой пещеры.

   Первый этаж тянется на триста метров в длину. Второй все еще до сих пор

не изучен.  Спелеологи и археологи прошли только полтора километра. Тяжело

и  опасно путешествие по залам и  переходам второго этажа.  На каждом шагу

смельчаков  подстерегает опасность  --  коварные,  неожиданные  расщелины,

узкие и глубокие...

   В  1959 году экспедиция Башкирского государственного заповедника решила

исследовать старую  Шульган-Таш.  Ее  размеры,  большое  количество  сухих

гротов говорили о  том,  что Капова пещера в древние времена могла служить

пристанищем человеку.  И  действительно,  на  втором  этаже  ученые  нашли

наскальные рисунки, поразительно похожие на росписи Альтамиры.

   Когда  экспедиция добралась до одного из самых больших в пещере гротов,

решено  было отдохнуть. Грот оказался сухим. В поисках удобного для отдыха

места осветили фонариками пол, стены...

   С  желто-коричневой стены на  исследователей смотрели бывшие властелины

степей и  лесов  Евразии --  мамонты.  Огромные,  покрытые длинной шерстью

предки современного слона.

   Кажется,  звери не стоят на месте.  Их ноги напряжены --  они как будто

двигаются.  Еще  мгновение --  и  звери уйдут,  скроются в  диких зарослях

девственного леса или в высоких травах древней степи.

   "...На  востоке  в  силу  общих  закономерностей развития  первобытного

общества существовали самостоятельные центры возникновения палеолитической

живописи, принципиально ничем не отличающиеся от западных", -- писал О. Н.

Бадер,  возглавивший экспедицию Института археологии Академии  наук  СССР,

срочно  организованную  для   изучения  замечательной  находки  башкирских

ученых.

   В Зоологическом музее Академии наук СССР хранится чучело мамонта. Этого

мамонта нашли в 1901 году недалеко от реки Колымы.  В мерзлой почве Сибири

он хорошо сохранился.  И  когда сравниваешь это чучело с рисунками Каповой

пещеры,  убеждаешься в  том,  что  художники  палеолита поразительно точно

воссоздали характерные черты  животного --  форму черепа,  горбатую спину,

густую шерсть на животе...

   Генри-Ферфилд Осборн,  автор  книги  "Человек древнего каменного века",

писал: "С особенным удовольствием высказываю благодарность свою художникам

ныне  исчезнувшей  кроманьонской расы.  Среди  их  произведений я  отыскал

рисунки, которые рассказывали о жизни животных и людей каменного века".

   В  Каповой пещере рядом с  мамонтами нарисованы Две лошади.  и носорог.

Стало быть,  и  эти животные водились на Южном Урале.  Жили там и  бизоны.

"Портрет" одного из них тоже смотрит на нас со стен Шульган-Таш.

   Наскальная  живопись  Башкирии,   как  и  Альтамиры,  --  не  сплошная,

объединенная общим  сюжетом  картина.  Каждое  животное  здесь  нарисовано

отдельно, без композиционной связи с другими.

   Когда  были сделаны эти рисунки? Сорок или двадцать тысяч лет назад? Во

всяком  случае,  наличие  мамонтов  указывает,  что  рисовал  их  художник

позднего палеолита.

 

В СТЕПИ ВОЗЛЕ МЕЛИТОПОЛЯ

 

   Мелитополыцина...   Широкая,  необозримая  степь.  И  среди  степи  над

дремлющим ковылем одиноко высится так называемая Каменная Могила.

   В  эпоху  неолита и  бронзы  ее  гроты-пещеры стали  святилищем древних

обитателей   современной   Мелитополыцины.   Вероятно,   там   происходили

магические обряды, действа, о которых мы можем только догадываться. Есть в

Каменной Могиле и рисунки.  Рассматривая их, можно представить себе жизнь,

труд и верования наших далеких предков.

   Потолки,   навесы,   карнизы   гротов  покрыты  множеством  рисунков  и

петроглифов.  Рисунки  сделаны охрой -- прямые и извилистые линии, круги и

квадраты,  треугольники  и  ромбы,  ямки-луночки,  пустые и заштрихованные

прямой  или косой сеткой. Здесь же археологами найдены и орудия для резьбы

по камню: обломки кварца и других твердых горных пород.

   Особенно богат рисунками так  называемый Грот  быка.  Он  тоже  украшен

орнаментированными карнизами.  Лежит на  полу  грота каменная плита.  Бык,

изображенный  на  ней,  как  будто  приготовился к  нападению.  Художники,

украсившие Каменную Могилу,  жили в  эпоху неолита и  в  начале бронзового

века.  К  этому времени люди уже научились приручать животных.  Вот почему

оставили они  нам  не  только  изображения диких  зверей,  но  и  домашних

животных -- быков, телят, коней, собак, даже упряжки -- пары быков в ярме.

   В  нашей  стране,  кроме Каповой пещеры и  Каменной Могилы,  петроглифы

встречаются в пещере Зараут-Кама в Узбекистане,  в пещере на горе Беюк-Даш

в Азербайджане,  в Мгвимеве в западной Грузии, на скалах Ангары и Селенги,

на  берегах Енисея,  --  по  всей Сибири от  предгорья Урала до  Амура,  в

Уссурийской тайге. Каждый год приносит новые сообщения о новых находках.

   Особенно интересны петроглифы в  районе реки  Виг,  недалеко от  Белого

моря,  знаки  Шишкинских  скал  на  побережье  Лены,  похожие  на  них  по

содержанию  и   форме  наскальные  изображения  на   территории  Якутии  и

петроглифы Онежского озера.

 

 Как отдельного человека, независимо от того, достиг он зрелого или даже

старческого возраста, занимают и волнуют воспоминания детства, так и

человечество в целом постоянно обращается мысленно к своей колыбели. С

чего все начиналось? Из каких родников появились культура, наука,  искусство?..

 

 

 

На главную