На главную

Оглавление

 


Мифологический Словарь


СЛАВЯНСКАЯ   И   РУССКАЯ   МИФОЛОГИЯ

ОЛЕГ ВЕЩИЙ

 

древнерусский легендарный князь (воевода).

 

Герой нескольких мифо-эпических сюжетов, вошедших в «Повесть временных лет»: он хитростью (прикинувшись купцом) захватывает Киев (по летописи — 882), убивая правивших там Аскольда и Дира (по поздним книжным вариантам — Кия, Щека и Хорива), и сажает на престол законного князя Игоря — сына Рюрика (см. Рюрик, Синеус и Тру вор). В походе на Царь-град О. В., поставив корабли на колёса, под парусами по суше подходит к стенам города (сходные эпизоды приводятся в «Деяниях датчан» датского хрониста 12 в. Саксона Грамматика и в др., в т. ч. фольклорных, текстах).

 

Олег отказывается принять у побеждённых греков отравленную снедь  (в  этом — дар  провидца,  «Beщего»; само имя «Олег» имеет скандинавское происхождение и близкую семантику — ср. Хельги) и прибивает щит к вратам Царьграда, «показуя победу» (ритуал имеет древневосточные параллели — ср. «дом щита» — храм урартского бога Халди).

 

Как князь-воитель Олег Вещий связан с культом Перуна: при заключении договора с греками он .и его мужи клянутся на оружии «Перуном, богом своим, и Волосом, скотьим богом»; на миниатюре Радзивилловской летописи О. В. изображён клянущимся рядом с антропоморфным идолом Перуна, у ног же стоящего за Олегом мужа прорисована змея — вероятное воплощение Белеса.

 

В связи с этим мотив смерти О. В. от змеи может рассматриваться в связи с реконструируемым противопоставлением Перуна и Белеса в славянской мифологии. Волхвы предсказали Олегу гибель от собственного коня. Князь велит увести коня, а когда через четыре года узнаёт о его смерти, насмехается над предсказанием и хочет видеть кости животного; он наступает на череп, из черепа' выползает змея и жалит Олега в ногу. Князь умирает на тридцать третьем году правления (характерное эпическое число).

 

Ближайшая параллель мотиву смерти Олега известна в исландской саге об Орваре Одде (13 в.): герой получает то же предсказание от оскорблённой им вещуньи и убивает своего коня; будучи уже стариком, он спотыкается о конский череп и ударяет его копьём; выползшая оттуда змея жалит Одда. Мотив предсказания судьбы (в т. ч. неизбежной смерти от животного или предмета) широко распространён в мировом фольклоре, однако на славянской почве этот мотив, очевидно, связан с Белесом, артибутами которого являются конский череп и змея.

 

 

 

 

На главную

Оглавление