На главную

Оглавление

 


Мифологический Словарь


СЛАВЯНСКАЯ   МИФОЛОГИЯ

 

ДИВ,   дива

 

в   восточнославянской мифологии   демонический   персонаж.

 

Упомянут в средневековых «Словах»-поучениях против язычества  (в форме «дива») и дважды в «Слове о полку Игореве»:  приурочен к верху дерева («Дивъ кличетъ връху древа») и спускается  вниз  («уже връжеся  дивъ на землю»). Демон и женский мифологический персонаж со сходным именем известен у западных славян (чеш. divy muz,   diva   zena,   польск.   dzivozona; серболужицк.   dziwja   zona,   dziwica, обычно связываемые с лесом), а также у южных славян (болг. самодива, синонимичное самовиле, см. Вилы). Слово первоначально было связано, с одной стороны, с русским «диво» и родственными славянскими обозначениями чуда» с ДРУГ0И стороны — со славянскими и балтийскими словами в значении «дикий», происходящими из «божий»: ср. укр. дивий — «дикий», старое лав. «дивии»,  болг.  «див»,  польск.  dziwy, «дикий» при латыш, dieva zuosis, «дикий гусь» — первоначально  в   значении «гусь бога»; ср. также родственное хеттское Ми-«бог» в siunas huitar, «животные богов», т. е. «дикие звери»; и   типологические   кетские   параллели — ESda Sel,  «дикий олень»,  т.  е. «олень бога Эся».

 

Развитие в славянском    отрицательных    значений типа «дикий» иногда связывают с влиянием иранской мифологии, в которой родственное слово из общеиндоевропейского значения «бог» (см. также Дый) превратилось в обозначение  отрицательного   мифологического   персонажа — дэва   (см.   Дэвы).  

 

В   значении   «бог» у  иранцев   выступило   переосмысленное  обозначение  доли  (др.-инд.   bha-ga):  ср.  слав.  Бог;  оба  эти взаимосвязанных  процесса  объединяют славянские и иранские языки и мифологии. След древнего индоевропейского значения   «бог   ясного   неба»   можно видеть в мотиве падения Д. на землю, имеющем соответствия в древнеиранском (patat dyaos, «сверзился с неба») и древнегреческом (SumETTjc;, «сверженный с неба»; ср. также хеттский миф о боге луны, упавшем с неба, и т.п.).

 

 

 

 

 

На главную

Оглавление