На главную

Оглавление

 


Мифологический Словарь


РУССКАЯ   МИФОЛОГИЯ

 

ВОЛОСЫНИ

 

у русских мифологизированный образ созвездия Плеяд.

 

В. упоминаются уже у Афанасия Никитина (15 в.): «на Великий же день Волосыни да Кола в зорю вошли, а Лось головою стоит на восток» (Кола — Б. Медведица, представляемая в виде повозки, а Лось — архаическое название Полярной звезды). Характерно, что в русских средневековых астрологических текстах семь планет, оказывающих влияние на судьбы людей, называются рожаницами (ср. мифологические женские персонажи того же наименования) и, следовательно, связываются с Родом, подобно тому, как В., в конечном счёте,связаны с другой (территориальной) формой объединения людей — волостью.

 

Название Плеяд В. соотносимо с культом Волоса-Велгса, который на севере Руси и в Поволжье соединился с культом медведя («волосатого», в табуистическом обозначении): сияние В. предвещает удачу в охоте на медведя.

 

В день св. Власия (сменившего Велеса — христианского покровителя животных) в Тульской губернии севершался ритуал   окликания  звез ды: когда на неое появлялись звезды, овчары выходили на улицу, становились на руно (шерсть) и пели, призывая звезду осветить «огнём негасимым белояровых овец», умножить их приплод (чтобы овец было больше, чем звёзд на небе). Позднее название В. переосмысливается и начинает выступать в ряде вариантов — Волосожар, Весожары, Висожары, Стожары, др.-рус. Власожелищи, Власожелы, власожельский, Бабы и т. п. (ср. сер-бскохорв. Влашичи, «Плеяды», болг. власците, «Орион», «Плеяды», власите, «Орион» и т. п.).

 

В ряде этих названий, очевидно, присутствует мотив женщин (ср. Бабы, «Плеяды»); образ волос неизменно связывается с этим мотивом, ср. укр. «Волосом св1тити» — «быть девицей», «Волосом засвшыа» (о замужней женщине) и т. п.; ср. также волосы солнца как обозначение его лучей при восходе или закате; «непе-тый волос» (о девице), «петый волос» (о замужней женщине) и т. п. В день св. Власия женщину, заподозренную в злых замыслах, зарывали в землю (в частности, чтобы прогнать коровью смерть; для этого же «зорнили пряжу», т. е. выносили её на три зори).

 

Все эти мотивы — звёзды, зори, наказание женщины, пряжа («волос»), скот и т. п.— отсылают к мифам и легендам, известным в разных традициях, о превращении женщины в звезду или женщин (напр., сестёр) — в созвездие как результат спасения их от преследования или в наказание за вину.

 

В этом контексте В.— небесное созвездие — могло бы пониматься и как образ небесного стада (напр., коров, ср. «власьевна», как обозначение коровы, или обозначение в загадках звёзд через стадо, прежде всего коров), пасомого Солнцем или Месяцем, и как астрализованный образ женщины. В последнем случае В. могут толковаться как жёны Волоса: Волос — Волосыни (или Волосыня), подобно Перун. — Перынь (Перыня), жена Громовержца,   имя которой образовано с помощью   того   же   суффикса - ыня.

 

Аналогичным образом построено имя жены ведийского Варуны (родственного Велесу) — Варунани. Образ В.^ связан, таким образом, с мифом о Громовержце и его противнике (Волосе); это подтверждается наличием других женских персонажей с корнем «*Vel-/*Vol-, ср. в русской традиции елёсиха (мужской образ ёлс), македонскую самовилу Велу, литовского Виелону, латышскую Велю мате, мать усопших (см. В еле).

 

Поскольку души умерших часто представляются в виде стада, пасущегося в загробном мире, и образ В., хотя и косвенно, тоже связан с мотивом смерти, и для В. может быть реконструирована функция связи с миром усопших душ. Реальность этой реконструкции подтверждается  как  греческим образом  загробного царства — Елисейских полей (тот же корень *vel-), так и языковыми данными—индоевроп. *vel-: *vol- б значении «смерть», «умерший» и т. п.

 

 

 

 

На главную

Оглавление