На главную

Оглавление

 


Мифологический Словарь


ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ТЕРМИНЫ

ШАМАНСКИЕ МИФЫ

 

Центральная фигура Шаманских мифов — шаман, осуществляющий посредничество между людьми и духами. В его распоряжении находятся особые духи-помощники, нередко в образе птиц, рыб или наземных животных, символов различных сфер мироздания (ср., например, лозы, тадебцо). Шаманским космологиям свойственно трехчленное деление мироздания на верхний, средний и нижний миры, каждый из которых подразделяется на несколько ярусов. Эти миры соединены мировым древом или космической рекой: ее исток (южная сторона) соответствует верхнему миру, а устье — нижнему, находящемуся на севере.

 

Положительное, светлое начало отождествляется с верхом, небом и югом, а отрицательное, темное — с низом, миром мертвых и севером (или западом). Верхний мир населен добрыми духами и божествами (часто во главе с верховным божеством), подземный мир — вредоносными, а также душами умерших, средний мир — людьми и духами-хозяевами (ср. эе, иччи).

 

Тематически выделяются две основные группы Шаманских мифов: связанные с посвящением в шаманы (шаманскими инициациями) и с шаманской обрядовой практикой. Шаманские инициации описываются как избранничество неофита духами, которые его преследуют своими сексуальными притязаниями, или как пребывание души будущего шамана в мире предков, на особом шаманском древе, в колыбели, гнезде и т. д. (ср. Один, Орфей, Вяйнямёйнен, Этана).

 

В процессе камлания шаман и/или его духи-помощники совершают путешествие в мир духов, при этом он вступает в поединки с духами болезней, заклинает духов-хозяев удовлетворить просьбы, пророчествует и, получив искомый объект (душу больного, жизненную силу новорожденного, охотничью удачу и т. д.— ср. мотив добывания живой воды прародительницей шаманок Париконджу у корейцев), передает его просителям.

 

В сюжеты Шаманских мифов нередко включаются такие мотивы, как похищение души у антагониста, бегство, оборотничество и различные превращения как добываемых объектов, так и шамана, его противников и помощников; они могут быть близки мифологическим и сказочным сюжетам о культурном герое, квазиисторическом предке и т. д. (ср. Альбэ, Дох, Ворон).

 

 

На главную

Оглавление