На главную

Оглавление

 


Мифологический Словарь


ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ТЕРМИНЫ

УМИРАЮЩИЙ И ВОСКРЕСАЮЩИЙ БОГ

 

главный персонаж ряда мифов, особенно характерных для земледельческих цивилизаций Средиземноморья.

 

По сюжету мифа этот бог оказывается во вражде с драконом, хтоническим демоном или божеством, олицетворяющим деструктивные силы природы (напр., Осирис с Сетом, Балу с Муту), либо каким-нибудь вольным или невольным проступком вызывает гнев богини-матери или своей божественной партнерши (Дцяцзи — Инанны, Адонис — Артемиды, Дионис — Геры). В результате конфликта бог — герой мифа погибает (Осирис, Валу, Адонис, Аттис, Дионис), исчезает (Телепинус, Деметра), терпит поражение, теряет какой-либо жизненно важный орган (Гор — глаз, хеттский бог грозы — глаза и сердце).

 

На поиски бога (или на помощь ему) уходит сестра, мать, жена, реже — сын или другой родич. Они находят бога, возвращают в его жилище или возрождают к жизни, при этом бог (один или с помощью своих помощников) убивает своего демонического противника (напр., Балу — Муту и Йамму, хеттский бог грозы с помощью богини Инары и Хупасияса побеждает змея Иллуянку). Воскрешенный (или возвращенный) бог восстанавливает свой прежний статус, иногда одновременно становится богом загробного мира (как Осирис).

 

Миф об Умирающем и воскресающем боге представленный в древних земледельческих цивилизациях Средиземноморья, имеет соответствия как в архаических (ср. мифы об умирающем и воскресающем звере у палеоазиатов и других народов), так и в более поздних культурах, а также в ряде архаических ритуалов (жертвоприношение).

 

Представление об Умирающем и воскресающем боге органично для мифов, связанных с суточным движением солнца и луны: переход от света к мраку и от мрака к свету рисуется в них как следствие борьбы солярного бога с хтоническим чудовищем, поражения бога и последующей его победы (ср. египетский миф о Ра и Апопе).

 

Общепризнано воздействие содержания и композиционных моделей мифов об У. и в. б. на мифы о героях (см. Геракл, Актеон, Орфей, Эвривика). Прослеживается также их связь с сюжетными схемами классического эпоса: герой (героиня) умирает, похищен или временно исчезает (Акхитп, Энкиду, Брисеида, Елена, Одиссей, пандавы, Сита); муж, сестра, родичи сражаются с чудовищами и демонами (Гильгамеш с Хумбабой, Ахилл с Ксанфом, пандавы и Рама с ракшасами), оказываются в подземном мире (Гильгамеш, Одиссей, Рама), едва не гибнут (Гильгамеш, Ахилл, Одиссей, Рама, пандавы), одерживают победу, соединяются, восстанавливают утраченное   благополучие.

 

 

На главную

Оглавление