На главную

Оглавление

 


Мифологический Словарь


ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ТЕРМИНЫ

СУДЬБА

 

в мифологии предопределение жизненного пути человека (коллектива), богов и космоса в целом. В мифологической модели мира связана с противопоставлением доли — недоли (счастья — несчастья), жизни и смерти, добра и зла.

 

Представления о Судьбе и ее предсказуемости определяли во многом стратегию поведения коллектива: отсюда роль гаданий (ср. Фа — божество гадания у фон), оракулов и прорицателей (пророков, Пифии, сибилл и т. п.) с одной стороны, и соотнесение персонажей, воплощающих Судьбу с мировым порядком, мировым древом и т. п.— с другой. Ср. обитель норн у корней Иггдрасиля в скандинавской мифологии, веретено Ананке, богини необходимости, матери мойр, воплощающее мировую ось, др.-инд. представление о мировом законе, рите, предопределяющем поступки богов и людей и т. д. вплоть до астрологии.

 

В шумеро-аккадской мифологии божество, владевшее табличками судеб (см. Me), правит миром (ср. представления о Книге судеб — Вахте и Грохе у армян, Бедис Мцер-леби у грузин, рус. Голубиной книге — средоточии вселенской мудрости и т. п.). Традиционный мотив: наделение в момент рождения человека Судьбой (болей) мойрами, парками, слав, суденицами и т. п., часто прядущими нить человеческой жизни (ср. нити жизни у духа Майии у эвенков); воплощение доли человека — его демон (ср. алад), гений, дух-двойник. Судьба мира определяется в эсхатологических мифах (ср. скандинавский Рагнарёк — «судьба богов»).

 

В индийских представлениях карма — совокупность всех дел человека во всех его перерождениях — определяла С. Недоля, несчастная судьба воплощается персонажами, подобными греч. керши, шумеро-аккадской Намтар, др.-араб. Манат; ср. также представления о коварстве скандинавского распределителя судеб Одина и эллинистические представления о божестве случайности Тихе, переменчивой Фортуне, кит. фу-сине и т. п.

 

Для героической этики характерны мотивы вызова Судьбы (Ахилл мстит за смерть Патрокла, убивая Гектора, хотя знает е грядущей за этим собственной гибели) и богам (Ами-рани, нарты и т. п.); божества предрешают С. и ограничивают силу героев (Геракл, Старкад и т.  п.).

 

 

На главную

Оглавление