На главную

Оглавление

 


Мифологический Словарь


ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ТЕРМИНЫ

КАЛЕНДАРНЫЕ МИФЫ

 

мифологизация смены   временных циклов — дня и ночи (ср. свет и тьма), зимы и лета и т. п вплоть до космических циклов (ср. др.-инд юга, калачакра — «колесо времени» в джайнской    мифологии),    исчисляемых при посредстве календаря. Структурированное время, определяемое   по  светилам,   смене  дня и  ночи,   вводится  в   процессе  космогонии т. о. К. м. соотносятся с космогоническим мифами,   введение  календаря — с  деятельностью культурных героев; в греческой мифологии    богини    времен    года — горы -олицетворяют   также   мировой   порядок справедливость.   В   египетской   мифологи Тот,    «владыка    времени»,    создает    пят дополнительных   дней   в   году,   чтобы  Hyi могла    родить    пятерых    детей — Осириса Гора   Старшего,   Сета,   Исиду   и   Нефтид (Plut. de Is. et Os., 12). Устроение календаря — деяние  Мардука.  В  китайской мифологии пять мифических государей — культурных героев (в т. ч.  Хуан-ди, в правление к-рого Жун Чэн создал календарь) связаны с центром и четырьмя сторонами свет, созвездиями и планетами, 4 временами год; ср.  духов, воплощающих 12-летний  календарный цикл — кит. Шиэр Штсяо-штъ, корейского Сибиджисин, европейские волшебные сказки о 12 месяцах (годовом цикле), 12 знаков зодиака и т. п.

 

В римской традиции разделение года на 10 месяцев приписывалось Ромулу, первые четыре соотносились с божествами римского пантеона: март — с Марсом, апрель — с Афродитой (Венерой), май — с Майей, июнь — с Юноной; царь Нума Помпилий ввел ещё два месяца — январь (.Янус) и февраль (от названия февралии — искупительной жертвы, приносимой в конце года). Особый жрец определял по новолунию начало каждого месяца и объявлял об этом народу: от лат. calare, «объявлять», происходит название «календы» (ср. слав, календарный персонаж Коляда) и «календарь».

 

Космогонические циклы в индуистской мифологии, уничтожение и создание мира — «день-и-ночь» (см. Калъпа) Брахмы. Смена сезонов также увязана с деяниями умирающих и воскресающих богов (в низшей мифологии — с персонажами типа Купали, масленицы, Бабы Допии и т. п.), суточный цикл — со спуском в преисподнюю солнечной барки Ра, путешествием Шамаша (Уту) от «горы восхода» до «горы заката» и т. п. (ср. армянского Жуп и Жаманак и др.). Пространственно-временной континуум в индуистской традиции сопоставим с жертвенным конем (ср. ашвамевха), чье туловище — год, члены — времена года и т. д. («Бриха-дараньяка-упанишада» I 1). Календарная символика приписывалась и анатомии человека (360 костей скелета — дни и т. п., ср. Абраксас).

 

В соответствии с характерной для мифологической модели мира дуальной классификацией (ср. мифических близнецов как воплощение лета/весны и зимы — см. Иоске-ха и Тавискарон и т. п.), календарные единицы приобретали этическую окраску — тьма и свет, тепло и холод приравнивались к добру и злу не только в Календарных мифах о воскресающих богах, но и в мифах о ссоре Ра и Тефнут, приведшей к засухе, и примирении их — разливе Нила и т. п. В эсхатологических мифах индуизма эпоха гибели мира связана с богиней Кали — воплощением разрушительной силы (Каларатри — «ночь времени»).

 

 

 

На главную

Оглавление