На главную

Оглавление

 


Мифологический Словарь


ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ТЕРМИНЫ

ИМЕНА

 

в мифологии обозначение персонажей и др. объектов (фетишей, чудесных деревьев и т. п.). 

 

В мифологической системе Имена собственные связаны с именами нарицательными    (апеллятивами),    обозначениями целых классов мифологических персонажей и т. п.: ср. у кетов 7 хоседэмов как обозначение речных порогов и сыновей богини  Хоседэм;   напротив, И.   собственные    Митры, Дике и т. п. могут пониматься как апеллятивы со значением «договор, друг, дружба»; «справедливость».  В др.  случаях  в  Именах  содержится  закодированный  мифологический сюжет: ср.  одно из имен Индры— Вритра-хан, «Убийца Вритры» и т. п.

 

Соответственно наречение И., «установление имен» в ведийской мифологии и др. равнозначно акту творения — наделения объектов определенными   свойствами:   ср.    наречение   Иакова Израилем после борьбы с Богом. Знание И. дает власть над его носителем: отсюда — табуация имен (запреты поминать И. «всуе»), раскрытие имени Яхве лишь пророку Моисею и мифологические мотивы выведывания подлинного    И.    божества    (Ра    вынужден назвать  свое  Имя   Исиде,  чтобы  излечиться от порчи), номинация Имени в заговорах (перечисление  лихорадок,   имен  Лилит   и  др.).

 

 

 

 

 

На главную

Оглавление