На главную

Оглавление

 


Мифологический Словарь


ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ТЕРМИНЫ

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

 

распространенный сюжет космогонических мифов или мифологизированный ритуал.

 

Как Жертвоприношение понималось творение богами космоса из расчлененного тела первожертвы — чудовища, воплощающего хаос (Тиамагп), или первоче-ловека — ведийского Пуруши, скандинавского Имира и т. п. Соответственно ритуал Ж. повторяет космогонический акт (ср. ашвамедха—Ж. коня, пурушамедха— Ж. человека, пуруши в ведийской традиции) или поддерживает мироздание, как у ацтеков, боги к-рых (Тласольтеотль, Уицило-почтли) восстанавливают свои силы — и силы космоса — жертвенной человеческой кровью. Сниженным вариантом мотива Ж. как основы мироздания являются легенды о строительных жертвах — Ж. человека, тело и кровь к-рого укрепляют фундамент возводимой крепости, города и т. п.

 

При посредстве Ж. достигалось также расположение богов (духов), к-рые вкушают жертвенную пищу (вдыхают аромат сжигаемых жертв и т. п.); ср. мифы о Соме (иранский Хаома), о Ж. Сервия Туллия Диане, благодаря к-рому Рим получил власть над Италией, и т. п. В ведийской и др. традициях существовали божества, специально ведающие Ж. (Брихаспати, Ила), при этом ритуал Ж. объединял всех богов пантеона (Аг-пи переносил жертву с жертвенным огнем и т. д., см. также Сати); китайское высшее божество Шан-ди исходно, видимо, было персонификацией Ж. (ср. также первопред-ка Фуси, чье имя связывается с добыванием жертвенных животных, вед. Сваху, семитского Молоха).

 

Отсюда — особая мифологизированная роль жреца как руководителя Ж. Человеческое Ж. считалось высшим ритуальным актом в иерархии жертв (птица — копытное животное — человек), приносимых с целью умилостивить божество. Характерны мотивы замены человека животным в момент Ж. (см. Исаак, Ифигения) и об освобождении от Ж. (напр., Шунахше-пы) как знака милости божества (и отказа от кровавых обычаев).

 

Наиболее архаичный мифологический сюжет, связанный с Жертвоприношением,— миф об умирающем и воскресающем звере. Для древних земледельческих цивилизаций характерен календарный миф об умирающем и воскресающем боге как жертве. В отличие от ритуалов Ж. раба, преступника, пленного иноплеменника, воплощающего грехи человечества (ср. библейского «козла отпущения»), в мифах традиционный мотив — Ж. ребенка (ср. Ж. Авраама), «агнца» и т. п. невинного существа, искупляю-щего эти грехи.

 

Традиционная символика Жертвоприношения — смерть царя в облике раба, воскресение, бог как жертвенный (пасхальный) агнец, причастная трапеза — в христианской мифологии подверглась переосмыслению: суть Ж. спасителя — добровольная искупительная жертва, освобождающая человечество от последствий «грехопадения» (см. Иисус Христос).

 

 

 

На главную

Оглавление