На главную

Оглавление

 


Мифологический Словарь


ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ТЕРМИНЫ

ДУАЛИСТИЧЕСКИЕ МИФЫ

 

мифы, описывающие мироздание как единство противоположных явлений и символов. Д. м. последовательно передают универсальные двоичные классификации, основанные на соответствии биологических (мужское и женское), социальных (дуальная организация общества) и психологических характеристик мифологизированным противопоставлениям верха и низа, света и тьмы, правого и левого, солнца и луны, космоса и хаоса и т. д. вплоть до этического противопоставления добра и зла. Архаические Д. м.— дуалистические космогонии, описывающие сотворение мира двумя братьями (часто — близнецами); так, у кауилла Темайауит создает восточный свет, белую землю, подземные существа, его брат Мукат — западный свет, черную землю, людей (ср. близнецов Дьяй и Эпи у тукуна).

 

В Дуалистических мифах, различающих полезное и дурное в творении, демиург — бог неба — противостоит божеству преисподней: таковы алтайские Улеень И Эрлик, обско-угорские Нуми-Торум и Кулъ-отыр и т. д.; один из них творит землю, другой создает на ней неровности и т. п., один делает полезных животных, другой — вредных, демиург создает человека совершенным существом, его противник вселяет в сотворенного болезни и т. д. В индийских мифах творцом всего сущего может выступать Праджапати, к-рый «из дня» создает богов-дева, «из ночи» — демонов-асуров, при этом дева были сотворены белыми, правой рукой, на их стороне была правда, асуры — черными, левой рукой, воплощали кривду (ложь) и т. д.

 

Сравнение с родственной иранской традицией («Авеста»), где дэвы — Демоны, связанные с преисподней, ложью (Друг) и т. д., а ахуры — благие боги, обнаруживает архаический дуалистический характер противопоставления двух классов мифологических существ, один из к-рых (дева) считался в эпоху индоиранской общности покровительствующим индоариям, другой (ахуры) — иранцам. Иной вариант Д. м.— представления о взаимодополняющих Друг друга Началах: Gp. инк и ям в китайской мифологии. В дуалистических учениях, восходящих к иранской мифологии (см. Заратуштра, Ахурамазда), абсолютизировалось противопоставление духа и тела (см.  Мани и т. п.).

 

 

 

На главную

Оглавление